Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Восточное мировоззрение и философия школы Киото

Полный текст (.pdf)
Дополнительные материалы
Приложение 1 (.pdf, 810 кб)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2013 6 (10)
Авторы
Профессор Кацухито Иноуэ
Контактная информация
Профессор Кацухито Иноуэ:Кансайский университет (Осака, Япония)
Ключевые слова
Nishida Kitarō; the pure experience; the compassion of heaven and earth as one body; Neo-Confucianism; The spirit of extension of knowledge and investigation of things; the transcendent one, Awakening of Faith in the Mahayana; the absolute place of nothingness; the logic of “immanent transcendence”; mirror that reflects itself; Нисида Китаро; чистый опыт; небо и земля в одном теле; неоконфуцианство; дух расширения знаний и исследования вещей; логика постоянной трансцендентности; трансцендентное; пробуждение веры в махаяну; зеркало, которое отражает себя; абсолютное место небытия
Аннотация

Может показаться, что современное западное мышление заключается в философии наблюдения, которая характеризуется сохранением дистанции по отношению к вещам. Прямо противоположным является мировоззрение Восточной Азии, которое заключается в чистом опыте, где нет разделения на субъект и объект. Например, японский философ Нисида Китаро(西田幾多郎, 1870-1945) часто использует фразу «mono-to natte-mi, mono-to nattehataraku,( 物となって見、物となって働く)», которую можно перевести как «Смотри, становясь вещью; работай, становясь вещью». Смысл фразы заключается в том, что для того, чтобы увидеть мир чужими глазами, необходимо проникнуть внутрь такого смотрящего. То есть в отличие от западного объективного логического мышления Нисида искал в основе восточной мысли философию полного становления «вещью». Другими словами, чтобы выйти за пределы своего «я», находясь в реальном мире, который окружает это «я», необходимо переместиться в реализованную плоскость, где становится понятно, что «я» сделано из ничего. В этом смысле точка зрения Нисиды связана с так называемым ”ko-wu, chihchie”( знанием, которое постигает все вещи「格物致知」) в “Ta-hsüeh”(Великое учение『大 學』). Таким образом, ссылаясь на философию Нисиды, мы можем увидеть, что невозможно рассуждать, противопоставляя друг другу собственное «я» и мир, субъект и окружение и аналогичные противоположные друг другу дуализмы. Скорее, оба понятия рассматриваются не иначе, как противоречащие друг другу, диалектические и относительные ( sōsoku-teki相即 的) и определяются «топологически» (basho-teki 場所的). Это значит, что противоположно тому, как западный взгляд на мир рассматривает мир отдельно от личности, в философии Нисиды личность рассматривается с точки зрения мира, т.е. глазами вещей. В качестве более раннего примера, демонстрирующего восточную вертикальность, Чэн Миндао (程顥1032-1085) пропагандировал то, что он называл «небо и земля в одном теле»(天 地一体の仁). Необходимо обратить внимание на тот факт, что осмысление человечеством себя основано не на наблюдениях, а на физиологических чувствах. Прежде чем мы смотрим на объективный мир, мы вступаем с ним в контакт физиологически. Обычно мы живем с чистым и прямым опытом. Еще нет деления на субъект и объект, а знание и его объект абсолютно едины. Это самый чистый вид опыта. Чжаолунь (僧肇374-414)в своей работе Чжаолунь 『肇論』 говорит, «Небо и Земля имеют одно происхождение. Все мы существуем и являемся частью одного целого». Так же рассуждает Чжуан-цзы(荘子)в Чжуан-цзы『荘子』, «Небо и Земля сосуществуют в нас, все, что есть во Вселенной, связано с нами»

Страницы
1407-1422
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/10028

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).