Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Жанровый код притчи в инструментальной музыке Д. Шостаковича

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2014 7 (1)
Авторы
Найко, Н.М.
Контактная информация
Найко, Н.М.:Красноярская государственная академия музыки и театра Россия 660049, Красноярск, ул. Ленина, 22
Ключевые слова
Shostakovich; the poetics of the parable in the instrumental music; event in the music parable; Quartet No. 11; Quartet No. 15; Symphony No. 9; Preludes Op.34; Prelude E-dur Op. 87; Шостакович; поэтика притчи в инструментальной музыке; событие в музыкальной притче; квартет № 11; квартет № 15; симфония № 9; прелюдии op. 34; прелюдия E-dur op. 87
Аннотация

В статье показано действие жанровых особенностей притчи в инструментальных сочинениях Д. Шостаковича. Притчевая поэтика отвечает стремлению композитора к философскому осмыслению жизни. Признаки притчевого повествования наиболее ярко представлены в прелюдиях № 4 и 22 op.34, прелюдиях №4 и №9 op. 87, квартетах № 11 и 15, симфонии № 9, где обнаруживает себя общность музыкальных средств. Тот факт, что притчевое начало являет себя в произведениях, созданных в различное время и принадлежащих разным жанрам, указывает на его закономерность и органичность для художественного мышления композитора. Повествовательная природа жанра раскрывается в музыке через синтез народно-песенных и речевых интонаций, характеризующих рассказчика. Благодаря обрамляющим разделам, выполняющим функции вступления и заключения, хронотоп повествователя отделяется от событийного хронотопа. Характеристики «действующих лиц» предельно условны и лаконичны, осуществляются посредством жанровых и стилевых моделей. Главное, специфическое для жанра притчи событие – обнаружение высшей реальности, переживание опыта трансцендирования. В рассмотренных сочинениях Д. Шостаковича в условной звуковой форме отображается момент духовного прозрения. Основополагающую роль при этом играют гармонические и фактурные средства, приобретающие знаковую функцию. В целом в анализируемых произведениях наблюдается высокая концентрация музыкальных символов. Они возникают на разных уровнях: композиции, заголовков частей, тематизма, фактуры, гармонии, инструментовки. В свете жанра притчи иной смысл приобретает распространенный тезис об интеллектуальности музыки Шостаковича. Эта интеллектуальность не есть следствие рационализма. Она обусловлена чуткостью и честностью художника, призванного к постижению глубочайших тайн бытия, ориентированного на вневременную шкалу ценностей

Страницы
59-73
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/10181

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).