Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Понятие “абсолюта” в восточной и западной философии: сравнительный анализ

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2014 7 (1)
Авторы
Красиков, В.И.
Контактная информация
Красиков, В.И.:Российская правовая академия Министерства юстиции России, Россия, Москва, ул. Азовская, 2, корп. 1
Ключевые слова
absolute; limiting meanings; Brahmanism; Plato’s philosophy; German idealism; Taoism; абсолют; предельные значения; брахманизм; философия Платона; немецкий идеализм; даосизм
Аннотация

В статье сопоставляются основные традиции интерпретации понятия “абсолют” в брахманизме, платоновской философии, немецком идеализме и даосизме. Понятно, что они выражают различные культурные практики мышления и языка. Вместе с тем можно отметить родственность абсолюта брахманской философии и немецкого идеализма. Так, брахманизм и немецкая идеалистическая философия говорят практически схожие вещи, при достаточно отличающихся интерпретациях жизни. Древние (индийцы и греки) культивировали сочетание жизни и гармонии, соответственно, их мышление и язык выдвигали на первый план такие же характеристики в качестве основных у абсолюта. В противоположность этому современные люди более прагматичны и активистски настроены, поэтому их абсолют выражает себя в языковом и спекулятивном отношении более динамично и перформативистски. И совершенно отличные характеристики наличествуют в даосской традиции. Дао или предельная ценность универсума есть опыт выражения иной жизни и специфической ассоциативной логики. Похоже, что некоторых китайцев более интересовало потенциальное, нежели актуальное, что являлось следствием жестко организованного социального порядка и мистических форм эскапизма

Страницы
193-197
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/10193

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).