Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Повествовательные стратегии ранней лирики А.Е. Кулаковского (“Клятва Абаасы”: становление лирического начала)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (4)
Авторы
Романова, Л.Н.
Контактная информация
Романова, Л.Н.: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Россия, 677027, Якутск, Республика Саха (Якутия), ул. Петровского, 1
Ключевые слова
lyric principle; lyric narrative; author’s self-consciousness; syncretic form; verse and prose; лирическое начало; лирический нарратив; авторское самосознание; синкретичная форма; стих и проза
Аннотация

Предметом исследования являются повествовательные стратегии ранней лирики А.Е. Кулаковского, рассмотренные на примере первого опубликованного произведения «Абааһы андаҕара» («Клятва Абаасы»). Произведение, будучи вольным переводом фрагмента поэмы М.Ю. Лермонтова, представляет собой оригинальное авторское произведение якутского поэта, в котором определился тип лирического дискурса как нарративного. Цель статьи – выявить особенности становления повествовательных стратегий в творчестве первого якутского поэта, основоположника национальной литературы. Задачи исследования: определить методологические подходы в изучении специфики лирического нарратива; установить особенности повествовательных инстанций в исследуемом лирическом тексте; показать процесс становления лирического начала в якутской литературе на синкретичном тексте «Клятвы Абаасы». С опорой на методологические принципы нарративного исследования выявлены особенности нарративной инстанции, организующей коммуникацию в лирическом тексте, особенности становления повествовательной структуры лирического текста. Синкретичность композиции произведения (сочетание стихотворного и прозаического текстов, нарративного и перформативного дискурсов) стала для поэта отправной точкой для определения повествовательных стратегий – коммуникативных возможностей (диалогичность, выражения авторской позиции), принципов наррации, исходящих из традиций эпического повествования олонхо, антиномичности как текстоорганизующего художественного приема и т.д. Выводы и заключения, сделанные в статье, могут послужить для углубленного изучения специфики становления лирического начала в национальных младо- и новописьменных литературах и для теоретико-методологических разработок, выявляющих специфические черты наррации в лирическом тексте

Страницы
515–523
DOI
10.17516/1997-1370-0358
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/109206

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).