Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Эволюция бизнес-моделей российских строительных компаний и цифровизация отрасли

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (4)
Авторы
Черемисина, Т. П.
Контактная информация
Черемисина, Т. П.: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Россия, 630090, Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Россия, 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 2
Ключевые слова
business model; industry business system; company strategy in the industry; complete and incomplete construction cycle; complete development cycle and development cycle with the building contractor function; innovations and digital technologies in construction; бизнес-модель; отраслевая бизнес-система; стратегия компании в отрасли; полный и неполный строительные циклы; полный девелоперский цикл и девелоперский цикл с функцией застройщика; инновации и цифровые технологии в строительстве
Аннотация

Развитие первых бизнес-моделей компаний и отраслевой бизнес-системы строитель- ной сферы России началось спустя 10-летие после перехода страны к рыночной экономике и носило эволюционный характер. Цель исследования – выявить связь между бизнес-моделями крупных строительных компаний и их способностью к освоению и применению цифровых технологий и нетехнологических инноваций. Сегодня лишь самые крупные строительные и девелоперские компании способны целенаправленно формировать и развивать свои бизнес-модели. Доля таких компаний в России менее 1 %, но их роль в развитии отрасли велика. Большинство компаний – участники общероссийских и региональных рейтингов, что открывает доступ к информации об их истории и развитии, географии присутствия, стратегиях, опыте преодоления кризисов и пр. Головные офисы этих компаний располагаются в основном в Москве и Санкт-Петербурге, незначительная часть – в городах-миллионниках. Методология исследования: составлена выборка (нерепрезентативная) из 50 строительных и девелоперских компаний, на основе собранной информации выявлены 4 типа их бизнес-модели и проведен анализ. В строительстве России бизнес-модели крупных компаний эволюционируют в направлении от неполного к полному строительному циклу, далее к полному циклу девелопмента с функцией застройщика и без нее. Значительная доля девелоперских компаний сохраняет функции застройщика – это особенность России, связанная с высокой неопределенностью экономики. Наиболее высокий интерес к цифровым технологиям и организационным инновациям проявляют девелоперы полного цикла, но их склонность к цифровым технологиям снижает интерес к нетехнологическим инновациям и наоборот. Бизнес-модель полного строительного цикла слабее стимулирует компании к инновациям

Страницы
565–582
DOI
10.17516/1997–1370–0409
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110098

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).