- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (7)
- Авторы
- Меньшиков, Леонид А.
- Контактная информация
- Меньшиков, Леонид А.: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова Россия, 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3
- Ключевые слова
- game; Postmodernism; irony; art; creativity; imitation; parody; carnival; marginality; art strategies; игра; постмодерн; ирония; искусство; творчество; имитация; пародия; карнавал; маргинальность; творческие стратегии
- Аннотация
Постмодерн оставил значительное число стратегий имитации искусства. Все они опираются на игру, предлагая «играть в искусство». Такой способ существования в постмодернизме возможен благодаря расширенному толкованию этого понятия в современной эстетике. Игровой принцип в работах Бодрийяра, Лиотара, Дебора, Гадамера абсолютизируется как основа социальных взаимодействий, где творится, в том числе, и искусство. Методология постмодернистских игр вырабатывается и вместе с тем обращается в произвольность в науке, бытовой и социальной жизни, лишая их определенности и постоянства, возводя принцип процессуальности в важнейшее качество любой, в том числе художественной, деятельности. В постмодернистской игре обнаруживаются черты гиперреальности, карнавальности, маргинальности. Она лежит в основе имитации, комбинаторики, пастиша, интертекстуальности как стратегий производства текста. В результате возникает текст, стирающий любые отличия и иерархии. Игровое узурпирует место сакрального, ведущими формами творчества становятся пародирование, снижение и поругание. Игра превращается в маскарад, приобретая перформативно-спектакулярные формы, выполняя функцию возвращения прошлого в настоящее, сохранения утраченной традиции. В рамках культуры она определяла поле несерьезного, а, поглотив культуру, лишает ее серьезности, ставит вне морали, делает зло и смерть достоянием прошлого. Игра позволяет постмодерну преодолеть финальность искусства. В тотальном игровом характере постмодерна приобретают новую актуальность и наполняются новым содержанием привычные авангардные технологии иронии, нигилизма, лабиринта, хаоса, творчества, авторства, репрезентации
- Страницы
- 1174–1190
- DOI
- 10.17516/1997–1370–0199
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110390
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).