Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Иронические стратегии постмодернистских игр в искусствo

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (7)
Авторы
Меньшиков, Леонид А.
Контактная информация
Меньшиков, Леонид А.: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова Россия, 190000, Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3
Ключевые слова
game; Postmodernism; irony; art; creativity; imitation; parody; carnival; marginality; art strategies; игра; постмодерн; ирония; искусство; творчество; имитация; пародия; карнавал; маргинальность; творческие стратегии
Аннотация

Постмодерн оставил значительное число стратегий имитации искусства. Все они опираются на игру, предлагая «играть в искусство». Такой способ существования в постмодернизме возможен благодаря расширенному толкованию этого понятия в современной эстетике. Игровой принцип в работах Бодрийяра, Лиотара, Дебора, Гадамера абсолютизируется как основа социальных взаимодействий, где творится, в том числе, и искусство. Методология постмодернистских игр вырабатывается и вместе с тем обращается в произвольность в науке, бытовой и социальной жизни, лишая их определенности и постоянства, возводя принцип процессуальности в важнейшее качество любой, в том числе художественной, деятельности. В постмодернистской игре обнаруживаются черты гиперреальности, карнавальности, маргинальности. Она лежит в основе имитации, комбинаторики, пастиша, интертекстуальности как стратегий производства текста. В результате возникает текст, стирающий любые отличия и иерархии. Игровое узурпирует место сакрального, ведущими формами творчества становятся пародирование, снижение и поругание. Игра превращается в маскарад, приобретая перформативно-спектакулярные формы, выполняя функцию возвращения прошлого в настоящее, сохранения утраченной традиции. В рамках культуры она определяла поле несерьезного, а, поглотив культуру, лишает ее серьезности, ставит вне морали, делает зло и смерть достоянием прошлого. Игра позволяет постмодерну преодолеть финальность искусства. В тотальном игровом характере постмодерна приобретают новую актуальность и наполняются новым содержанием привычные авангардные технологии иронии, нигилизма, лабиринта, хаоса, творчества, авторства, репрезентации

Страницы
1174–1190
DOI
10.17516/1997–1370–0199
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110390

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).