Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Культурная политика как самостоятельный вид государственной политики

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2009 2 (4)
Авторы
В.С. Лузан
Контактная информация
В.С. Лузан Сибирский федеральный университет 660041 Россия, Красноярск, пр. Свободный, д. 79
Ключевые слова
Culture; Cultural policy; Cultural processes; Cultural sphere; культура; культурная политика; культурные процессы; культурное пространство
Аннотация

В современной действительности все более очевидным становится факт, что в основе всех «тупиков» России лежит главный и основополагающий вопрос – вопрос индивидуальной и коллективной самоидентификации, актуализировавшийся вследствие утраты современным человеком ценностных ориентиров. В связи с этим общество постепенно приходит к пониманию того, что выход из сложившейся ситуации будет найден лишь в том случае, если важнейшим национальным приоритетом развития страны станет культура. По мнению автора статьи, основным противоречием, мешающим становлению культуры как фактора возрождения Российского государства, является узкое понимание культуры современными политиками, управленцами и значительной частью населения страны как сферы досуга и развлечений, а не как исторически сложившейся, подчиняющейся объективным закономерностям, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы, являющейся хранителем духовного опыта нации, способом формирования национального самосознания. В связи с этим автор уделяет большое внимание необходимости наличия в общей политике государства отдельного вида – культурной политики, в рамках которой следует четко дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности. Культурная политика в статье определяется как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов. В заключении делается вывод о том, что реализация обозначенных в статье приоритетов культурной политики становится делом не только узкого, ограниченного круга лиц, профессионально связанных с отраслью культуры, но и широкого круга специалистов, причастных к государственному управлению социально-экономическими и общественно-политическими процессами. Культурная политика должна оказывать регулирующее воздействие на деятельность средств массовой информации, рекламу, индустрию досуга и шоу-бизнес, которые сегодня становятся секторами экономического процесса, использующими культурный продукт как средство извлечения финансовой выгоды. Утверждение новой парадигмы и императивов современной культурной политики, содействующих преодолению ведомственной замкнутости, может и должно сказываться на всей социальной жизни российского общества.

Страницы
587-594
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/1121

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).