Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Этнолингвоэкология народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (на материале языков северной группы тунгусо-маньчжурских языков)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (8)
Авторы
Петров, А. А.; Разумовская, В. А.
Контактная информация
Петров, А. А.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48; Разумовская, В. А.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79
Ключевые слова
ethnolinguistic ecology; northern group of Manchu-Tungus languages; Evenki (Tungus) language; Even (Lamut) language; Negidal language; Solon language; research in languages of the peoples of the North; Siberia and the Far East, studying of these languages; ethnolinguistics; этнолингвоэкология; северная группа тунгусо-маньчжурских языков; эвенкийский (тунгусский) язык; эвенский (ламутский) язык; негидальский язык; солонский язык; исследования и преподавание языков народов Севера; Сибири и Дальнего Востока; этнолингвистика
Аннотация

Исследуется проблема этнолингвоэкологии коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — носителей языков северной группы тунгусо-маньчжурских языков алтайской языковой общности: эвенков (тунгусов), эвенов (ламутов), негидальцев, солонов. Впервые термин “этнолингвоэкология” был введен в научный оборот профессором В. П. Нерознаком в энциклопедическом словаре-справочнике “Красная книга языков народов России” (М., 1994), в котором были помещены сведения по эвенкийскому, эвенскому и негидальскому языкам. В течение XX — начала XXI века происходит активный процесс утраты языков северных народов. В этих условиях представляется особенно актуальным возрождение, сохранение и развитие языков и культур коренных малочисленных народов РФ, в том числе и тунгусо-маньчжурских. В этом случае важное значение приобретает как патронат со стороны государства, так и позиция самих малочисленных народов. Особое внимание следует уделять вопросам научного исследования сохранившихся очагов бытования разговорного родного языка и культуры (приоритетно в местах компактного проживания этих народов и ведения традиционных видов хозяйствования — оленеводства, охоты, рыболовства, собирательства), а также преподавания этих языков на всех уровнях системы образования и воспитания (семья, дошкольные образовательные учреждения, начальная и средняя школа, средние специальные учебные заведения и вузы). Констатируется чрезвычайная важность практического применения результатов исследований такого интересного направления языкознания, как этнолингвистика

Страницы
1589-1608
DOI
10.17516/1997–1370–0466
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/112628

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).