Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Социально-психологические аспекты становления эмоционального реагирования в детском возрасте

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (4)
Авторы
Дмитриев, А. А.; Верхотурова, Н. Ю.
Контактная информация
Дмитриев, А. А.: Московский государственный областной университет Россия, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24; Верхотурова, Н. Ю.: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
Ключевые слова
emotional response; emotional reactions; emotional processes; emotional response formation; multilevel system of emotional regulation of behavior; эмоциональное реагирование; эмоциональные реакции; эмоциональные процессы; становление эмоционального реагирования; многоуровневая система эмоциональной регуляции поведения
Аннотация

В статье представлен теоретический анализ социально-психологических аспектов становления эмоционального реагирования в детском возрасте. Анализируются научные подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию феноменологической природы эмоционального реагирования, определению социально-психологических факторов и механизмов, детерминирующих его возникновение, становление и оформление с позиций культурно-исторической традиции. Освещаются научные концепции, теоретические подходы и учения, раскрывающие совершенствование эмоционального реагирования как процесса иерархической дифференциации в онтогенезе, опосредствования эмоциональных реакций социальным и предметным содержанием, поступательного развития механизмов регуляции, контроля и управления, инициируемых созреванием, когнитивным, психосоциальным развитием и социализацией. Раскрываются теоретические подходы к построению периодизационных схем становления эмоционального реагирования в детском возрасте как процесса, восходящего от элементарных форм эмоционального отражения к высшим социально-детерминированным, сознательно регулируемым и управляемым формам эмоционального поведения. В процессе онтогенетического развития ребенка данные процессы из внешне направленных, материализованных форм переходят на уровень внутренней регуляции поведения. На основании анализа существующих научных подходов выявлены дефициты и обозначены перспективы исследования в рассматриваемой области. Обосновывается необходимость разработки универсальных комплексных классификационных и периодизационных схем, отражающих онтогенетические особенности поступательного развития, накопления и усложнения психологических новообразований в многокомпонентной структурно-уровневой и иерархической организации эмоционального реагирования. Определяется теоретическая и практическая значимость в разработке условий психологического сопровождения процессами становления, развития и оформления эмоционального реагирования в детском возрасте, с внедрением технологий мониторинга, прогноза и управления целенаправленным формированием эмоционально-компетентного поведения у подрастающего поколения

Страницы
537–545
DOI
10.17516/1997–1370–0469
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/125202

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).