Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Изучение и оценка эмоционально-личностных тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (3)
Авторы
Верхотурова, Н. Ю.; Бардецкая, Я. В.
Контактная информация
Верхотурова, Н. Ю.: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89; Бардецкая, Я. В.: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
Ключевые слова
emotional response; emotional reactions; emotional-personal tendencies; behavioural patterns; components of emotional response; pupils with impaired intellectual development; эмоциональное реагирование; эмоциональные реакции; эмоционально-личностные тенденции; поведенческий репертуар; компоненты эмоционального реагирования; учащиеся с нарушением интеллектуального развития
Аннотация

В статье поднимается недостаточно исследованная, но актуальная проблема необходимости своевременного изучения и оценки эмоционально-личностных тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Решение ключевых вопросов, связанных с улучшением процессов социализации и социальной адаптации данного контингента школьников в условиях современного общества, не может рассматриваться вне контекста проблемы изучения и коррекции эмоциональной регуляции их поведения. Исследуемой категории школьников свойственны существенное отставание в развитии эмоционального реагирования, узость диапазона переживаний, частое несоответствие эмоциональных реакций внешним воздействиям по силе, интенсивности и содержанию, ограниченность интерпретации чувственного материала, которые приводят к неполноценному восприятию эмоциональных реакций других людей и не всегда адекватному и дифференцированному выражению собственных эмоциональных реакций социально приемлемыми способами. Все это провоцирует сложности во взаимоотношениях учащихся с нарушением интеллектуального развития между собой и с окружающими взрослыми, создаёт серьезные барьеры в их обучении и воспитании, опосредует возникновение отклонений в поведении различного порядка, приводит к трудностям социальной адаптации и социализации. В статье описывается организация реализуемого исследования, раскрываются основные компоненты, технологические параметры, этапы изучения эмоционально-личностных тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Модель исследования раскрывается посредством последовательно реализуемых диагностических блоков, направленных на изучение и оценку доминирующих в поведении учащихся эмоциональных реакций, экспрессивной выразительности и регуляции эмоционального реагирования, а также на изучение и оценку когнитивно-перцептивного содержания эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. На основании реализуемого исследования описываются специфические особенности эмоционально-личностных тенденций и поведенческого репертуара эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, которые не только возможно, но и необходимо своевременно подвергать психолого-педагогической коррекции с целью улучшения процессов социализации и интеграции изучаемого контингента школьников в современном обществе

Страницы
406-416
DOI
10.17516/1997–1370–0473
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/125203

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).