Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Подросток в социальных сетях: особенности пользования и агрессивность

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (9)
Авторы
Собкин, В. С.; Федотова, А. В.
Контактная информация
Собкин, В. С.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Россия, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16; Федотова, А. В.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Россия, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16
Ключевые слова
social networks; adolescence; gender specifics; social status; self-presentation on the Internet; aggression; cyberbullying; active usage of social networks; социальные сети; подростковый возраст; гендерная специфика; социальный статус; самопрезентация в сети; агрессия; кибербуллинг; активность пользования социальными сетями
Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей сетевого взаимодействия подростков и их отношения к проявлениям агрессии в социальных сетях. В основу статьи легли данные, полученные сотрудниками Центра социологии образования «Института управления образованием Российской академии образования» в ходе анонимного анкетного опроса 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11 классов школ московской области. При обработке данных использовали методы математической статистики. Анализ результатов направлен на выявление влияния социально-демографических и поведенческих характеристик, определяющих отношение подростков к агрессии в социальных сетях. Выявлено, что лидерская позиция в коллективе класса в большей степени ориентирует подростка на сетевое взаимодействие, связанное с мотивацией расширения его социальной среды. Рост провокативных установок при общении в сети на этапе окончания школы свидетельствует о том, что в процессе сетевого общения на этом возрастном этапе важную роль играет потребность в манипуляции в сфере социальных отношений. Показано, что с возрастом уменьшается доля подростков, негативно воспринимающих сцены агрессии; активные пользователи чаще проявляют позитивное отношение к таким сценам, что свидетельствует о «привыкании» к агрессивной стилистике общения в Интернете. Подростки, ориентированные на привлечение внимания окружающих (те, кто считает свои профили «провокационными», «откровенными» или «неординарными»), чаще получают удовольствие от просмотра сцен насилия, чем владельцы «обычных» страниц. Наличие у подростков опыта участия в ситуациях агрессии в роли «агрессора» или «жертвы» способствует принятию ими агрессии. Приведенные данные позволяют сделать вывод о ведущей роли в формировании отношения подростков к проявлениям агрессии в социальных сетях таких факторов, как пол, возраст, интенсивность пользования социальными сетями, самопрезентация в сети, социальный статус в классе, оценка своей будущей успешности

Страницы
1733–1752
DOI
10.17516/1997–1370–0480
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/125585

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).