Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Структурные и типологические особенности аксиологического аспекта представления современных студентов об успехе

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (3)
Авторы
Аликин, И.А.; Довыденко, Л.В.; Лукьянченко, Н.В.
Контактная информация
Аликин, И.А.: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89; Довыденко, Л.В.: Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева Россия, 660037, Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31; Лукьянченко, Н.В.: Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева Россия, 660037, Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31
Ключевые слова
success; interiorized success; exteriorized success; values; representation; students; humanitarian specialties; technical specialties; успех; интериоризованный успех; экстериоризованный успех; ценности; представление; студенты; гуманитарные специальности; технические специальности
Аннотация

31В настоящее время одним из ведущих ориентиров определения качества жизнедеятельности в сознании многих молодых людей выступает достижение успеха. Ориентация на успех лежит в основе мотивации достижения, активность которой является психологическим фактором экономического подъема, что определяет ее высокую общественную значимость. Психологически грамотное обеспечение условий продуктивной реализации стремления к успеху предполагает понимание его аксиологического аспекта. Было проведено исследование структурных и типологических особенностей аксиологического аспекта представления современных студентов об успехе. Респонденты – студенты красноярских вузов в количестве 591 человек. Использована методика С.А. Пакулиной «Мотивация достижения успеха студентов в вузе». Обработка данных включала описательную статистику, корреляционный, факторный и кластерный анализ, выявление достоверных различий. Результаты исследования показали, что представление студентов об успехе содержит в своей основе широкий диапазон ценностей. При этом большую значимость для студентов как гуманитарных, так и технических специальностей имеют ценности интериоризованного (внутренне представленного) успеха. Уровни значимости различных ценностных аспектов успеха взаимосвязаны положительным образом. Общий уровень значимости ценностей успеха задается совокупным действием субъективно-личностных ценностей и ценностей социальной значимости. В соответствии с этим стратегия разработки психологических средств помощи студентам в продуктивной реализации стремления к успеху должна включать формирование социального интереса, выработку индивидуальных стратегий реализации социальной полезности и навыков получения положительной обратной связи в процессе достижения поставленных целей

Страницы
372–380
DOI
10.17516/1997-1370-0468
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128351

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).