Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Коммуникативная норма в неформальном русскоязычном общении: специфика детской речи

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (12)
Авторы
Сильвестрова, А.Б.
Контактная информация
Сильвестрова, А.Б.: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
Ключевые слова
verbal communications; informal communication; communicative norm; communicative violation; communicative error; rules of speech behaviour; etiquette genres; politeness; child speech; устная коммуникация; неформальная коммуникация; коммуникативная норма; коммуникативное нарушение; коммуникативная ошибка; правила речевого поведения; этикетные жанры; вежливость; детская речь
Аннотация

Статья посвящена анализу коммуникативной нормы и отклонений от нее в неформальном русскоязычном общении на материале детской речи, в частности исследованию правил речевого поведения в интересах слушающего и реализации этикетных жанров в детском, детско-родительском и подростковом диалоге. На материале аутентичных детских высказываний, зафиксированных на красноярском форуме «Krasmama», и текстов современной русской литературы для детей проведен анализ правил речевого поведения как параметров коммуникативной ситуации. Рассмотрен механизм коммуникативных ошибок, реконструированы коммуникативные сценарии соблюдения и нарушения правил речевого поведения. Особое внимание уделено этикетным высказываниям, имеющим цель воздействия на адресата или манипуляции. В результате обнаружено, что для детской речи характерны неосознанные нарушения коммуникативных норм и, в частности, правил речевого поведения в интересах слушающего. Причиной ошибок может стать подражание взрослой неформальной, сниженной речи. С другой стороны, следование коммуникативной норме, а именно соблюдение правил речевого поведения и употребление этикетных речевых жанров в детско-родительской коммуникации, приводит к неоднозначным результатам и может свидетельствовать об осознанном намерении ребенка воздействовать на взрослого или манипулировать им. Этикетные высказывания в устах ребенка являются маркерами взрослой речи. В общении между детьми, а особенно между подростками, как показывает анализ текстов современной литературы для детей, неуместное соблюдение этикетных норм может сигнализировать о скрытых целях автора, еще неизвестных адресату (воздействие, манипуляция), либо о коммуникативной ошибке

Страницы
1918–1926
DOI
10.17516/1997-1370-0474
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128376

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).