Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Экономическая природа феномена «халява» в среде российских студентов

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (4)
Авторы
Рыжкова, М.В.; Алимова, Д.В.
Контактная информация
Рыжкова, М.В.: Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 36; Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 30; Алимова, Д.В.: Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 30
Ключевые слова
Behavioral economics; economic goods; non-economic goods; free goods; “freebie”; “freeloader”; economic costs; market surplus; morality; ethics; поведенческая экономика; экономические блага; неэкономические блага; бесплатные товары; экономические издержки; «халява»; «халявщики»; избыток рынка; нравственность; этика
Аннотация

Статья посвящена проблемам поведенческой экономики в части изучения особенностей социально-экономических отношений, возникающих в случае товаров с нулевой ценой в их особой форме – «халяве», – как особой форме бесплатного (или почти бесплатного) получения товара. Исследование показало связь между экономическими и неэкономическими товарами. Дано определение понятию «халява» – ситуация получения товара, при которой физическое лицо (получатель) несет нулевые или незначительные экономические или физические издержки при высокой оценке полезности товара. Были рассмотрены три ситуации: получателем товара является потребитель, работник и особый случай работника – студент, получающий оценки в учебном процессе. Рыночные излишки в этих ситуациях анализированы в терминах «халява» и «чистая халява». Было проведено глубинное интервью среди студентов, которое показало, что 95 % респондентов проводят параллель между «халявой» и удачей, но «халява» может быть подготовлена. Интересным фактом является то, что деньги родителей с третьего курса воспринимаются студентами как «халява», а на младших курсах – как помощь. При изучении вопроса о морали в ситуации «халява» выяснено, что если «халява» никому не причиняет вреда, то это явление допускается и, более того, сравнивается с предпринимательской деятельностью. Были также проанализированы такие явления, как «свободные деньги» и «халявщик» как стабильная стратегия поиска бесплатных товаров. Последний вариант был отрицательно оценен респондентами. В заключении даны возможные дальнейшие направления исследования этого явления

Страницы
591–599
DOI
10.17516/1997-1370-0528
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128397

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).