Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Высшее образование в регионах ресурсного типа

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2019 12 (12)
Авторы
Курбатова, М.В.; Донова, И.В.
Контактная информация
Курбатова, М.В.: Кемеровский государственный университет Россия, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6; Донова, И.В.: Кемеровский государственный университет Россия, 650043, Кемерово, ул. Красная, 6
Ключевые слова
higher education; resource-type regions; human capital; employment structure; высшее образование; регионы ресурсного типа; человеческий капитал; структура занятости
Аннотация

В настоящее время усиливается внимание к региональным экономикам ресурсного типа. В рамках изучения проблемы «ресурсного проклятия» во многих работах рассматриваются механизмы возникновения ловушки недоразвития человеческого капитала. В статье предпринята попытка выявить, зависит ли от уровня ресурсности региона развитие региональных систем высшего образования и характеристики накопленного человеческого капитала высокого уровня. Исследование основано на проведенной нечеткой типологизации регионов России по двум показателям: доле добывающих отраслей в ВРП и соотношению долей добывающих, обрабатывающих отраслей и расчета комплексной оценки ресурсной зависимости (по шкале от 0 до 10). Проведенные расчеты позволили выделить 27 ресурсных регионов. Из них было выделено 7 регионов очень высокого уровня ресурсной ориентированности, 6 регионов высокого уровня, 11 регионов среднего уровня, а также 3 региона с преобладанием добывающих отраслей над обрабатывающими при средней доле добывающих отраслей в ВРП. Были проанализированы показатели образовательного уровня занятого населения и специфика его использования (накопленный человеческий капитал), численности студентов вузов (поток человеческого капитала), а также зависимость от уровня ресурсности региона сокращения численности преподавателей и роста их зарплат. Обнаружена зависимость характера использования человеческого капитала высокого уровня от ресурсной специализации регионов. Она проявляется в достаточно высоком образовательном уровне рабочей силы, занятой в добывающих отраслях и в бюджетном секторе и имеющей специальную профессиональную подготовку (т.е. работающих в соответствии с дипломом). При этом по параметрам изменения численности ППС и роста их зарплат можно констатировать усиление неравномерности развития образовательных систем регионов ресурсного типа, рост дифференциации вузов и вытеснение большинства из них на периферию образовательного пространства с дефицитом кадрового потенциала и других ресурсов

Страницы
2217–2229
DOI
10.17516/1997–1370–0520
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/128429

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).