Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Методология исследования конфликтов в системе образования

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (2)
Авторы
Ростовцева, М.В.; Машанов, А.А.
Контактная информация
Ростовцева, М.В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Машанов, А.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
conflict; education system; research methodology; contradiction; activity approach; personal characteristics; behavior strategy; self-esteem; конфликт; система образования; методология исследования; противоречие; деятельностный подход; личностные особенности; стратегии поведения; самооценка
Аннотация

В статье поднимается проблема построения методологии исследования конфликтов в системе образования. Дается определение конфликта как процесса, который актуализирует нарушения субъектами взаимодействия установленных норм, правил, законов, требований конкретной социальной среды. Подчеркивается, что на сегодняшний день существуют два основных методологических подхода к исследованию конфликтов: деятельностный и личностно-ориентированный. Деятельностная парадигма рассматривает конфликт с точки зрения движения и развития субъектов взаимодействия и социальной среды. Личностно-ориентированный подход делает акцент на значимости личностных особенностей взаимодействующих сторон для разрешения конфликтной ситуации. Авторы предлагают комплексный подход, основанный на симбиозе личностно- ориентированной и деятельностной парадигмы, позволяющий учитывать в процессе развертывания и разрешения конфликтов основные личностные факторы субъектов на каждом из этапов конфликтной ситуации: характерологические особенности, самооценку и интеллект, а также стратегии поведения. Проведено пилотажное эмпирическое исследование среди учащихся Сибирского федерального университета с целью диагностики ведущих личностных характеристик индивида, которые выступают центральным звеном конфликта независимо от его этапа, и определения их связи с уровнем конфликтности личности. Полученные данные позволили сделать предварительные выводы о том, что низкий уровень конфликтности связан с такими качествами, как: высокий интеллект, способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих возможностях. Высокий уровень конфликтности обусловлен неумением или нежеланием обучающегося понимать и принимать индивидуальность других людей, неумением прощать другому его ошибки, низким интеллектом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Выявленные взаимосвязи подтвердили эффективность использования комплексного подхода к исследованию конфликтов, а также теоретическое предположение о взаимовлиянии индивидуально-психологических особенностей и уровня конфликтности личности. Результаты исследования позволят изучать механизмы конфликтного поведения субъектов образования, учитывая их индивидуально-психологические особенности на каждом этапе развертывания конфликтной ситуации, а значит, управлять конфликтами в условиях образовательной системы

Страницы
208–218
DOI
10.17516/1997-1370-0552
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/134952

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).