Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Возможности эмпатии в предупреждении межличностных конфликтов в образовательной среде вуза

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (2)
Авторы
Смолянинова, О.Г.; Посохова, С.Т.; Изотова, М.Х.
Контактная информация
Смолянинова, О. Г.: Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79; Посохова, С.Т.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург; Изотова, М.Х.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ключевые слова
interpersonal conflict; mediation; psychology of conflict; empathy; neutrality; adolescence; межличностный конфликт; медиация; психология конфликта; эмпатия; нейтральность; юношеский возраст
Аннотация

В статье рассматриваются возможности эмпатии в предупреждении межличностных конфликтов в сфере высшего образования. Межличностные конфликты раскрываются с социально-психологических позиций как многомерное явление, возникновение и развитие которого обусловливаются личностными особенностями субъектов образовательного процесса. Успешность медиации в конфликте между обучающимися определяется знанием факторов, которые способствуют снижению вероятности возникновения конфликтной ситуации. Эмпатия – это одна из личностных особенностей, которая может быть использована для предупреждения развития конфликтных ситуаций и расширения спектра медиативных технологий. В эмпирическом исследовании участвовали студенты психологического, медицинского и технического профилей обучения в возрасте от 18 до 24 лет. Были использованы опросники диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, А. Меграбиана. Установлено, что эмпатия наиболее выражена у студентов-психологов. Эмпатия способствует сближению обучающихся, ограничивает агрессивные тенденции, блокирует конкурентное отношение к студентам с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря эмпатии формируются основы нейтральности в оценке взаимоотношений между конфликтующими сторонами, что необходимо для предупреждения межличностных конфликтов. Делается вывод о важности развития эмпатических способностей у обучающихся, специализирующихся в сфере медиации

Страницы
219–233
DOI
10.17516/1997-1370-0553
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/134953

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).