- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (2)
- Авторы
- Собкин, В.С.; Калашникова, Е.А.; Федотова, А.В.
- Контактная информация
- Собкин, В. С.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Россия, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16; Калашникова, Е.А.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Российская Федерация, Москва; Федотова, А. В.: Центр социологии образования Институт управления образованием Российской академии образования Россия, 105062, Москва, ул. Жуковского, 16
- Ключевые слова
- physical aggression; adolescent; socialization; motivation to participate in fights; gender specificity; social stratification factors; school as a social institution; физическая агрессия; подросток; социализация; мотивация участия в драках; гендерная специфика; социально-стратификационные факторы; школа как социальный институт
- Аннотация
В статье рассматриваются особенности проявлений физической агрессии среди подростков и основные мотивы, побуждающие подростков прибегать к насилию. В основу статьи легли материалы, полученные сотрудниками Центра социологии образования «Института управления образованием Российской академии образования» в ходе анонимного анкетного опроса 2983 учащихся 7, 9 и 11 классов московских школ. В ходе анализа влияния гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов выделены мотивационные доминанты, определяющие особенности участия подростков в драках в зависимости от пола и возраста. Особое внимание уделяется рассмотрению проявлений физической агрессии в стенах образовательной организации, а именно распространенности драк на территории школы и мнениям учащихся о реакции их учителей на возникающие между подростками драки. Достаточно высокий уровень распространенности драк среди девочек свидетельствует о существенной деформации традиционных полоролевых моделей поведения в подростковой субкультуре. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проявления физической агрессии связаны как с социальными механизмами функционирования подростковой субкультуры, так и с психическими особенностями подросткового возраста
- Страницы
- 234–245
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0554
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/134954
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).