Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Специфические особенности педагогического дискурса в условиях антропологических вызовов: социокультурный подход

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (2)
Авторы
Кочетков, М.В.; Ковалевич, И.А.
Контактная информация
Кочетков, М.В.: Норильский государственный индустриальный институт Российская Федерация, Норильск; Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Ковалевич, И.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
discourse; pedagogical discourse; zone of immediate development; content of education; linguistics; pedagogical system; pedagogical process; communicative competence; competence approach; science studies; дискурс; педагогический дискурс; зона ближайшего развития; содержание образования; языкознание; педагогическая система; педагогический процесс; коммуникативная компетентность; компетентностный подход; науковедение; самоактуализация
Аннотация

Актуальность исследования обусловлена деструктивным влиянием на человека в его духовной и телесной целостности цифровизации общества, глобализационных процессов, технологического и социального прогресса. Это, прежде всего, такие факторы, как виртуализация сознания индивида, киборгизация, потеря субъектности в процессе слияния с информационными машинными комплексами, генная инженерия, клонирование, фармацевтическое модифицирующее влияние. Обосновано, что современному усложняющемуся для описания социокультурному пространству адекватна широкая трактовка образовательно-педагогического дискурса, что делает его синонимичным такой базовой для педагогической науки категории, как педагогический процесс. Отмеченная тенденция оценивается как негативная, так как уходит категориальная ценность базовых для педагогики понятий, размывается предмет педагогической науки в системе наук о человеке. Поэтому предложено узкоспециализированное определение специфических особенностей педагогического дискурса. Сделан вывод о том, что педагогическая категория «зона ближайшего развития» в ее социокультурной ипостаси способствует обозначению таких особенностей, акцентированию внимания на специфических педагогических задачах. Например, ориентация на зону ближайшего развития индивида в процессе его постоянного развития и саморазвития предполагает перманентную диагностическую коррекцию со стороны педагога. Это благоприятствует согласованности транслируемого социокультурного опыта с жизненным опытом обучаемого, эмоциональному «включению» последнего в учебно-воспитательный процесс

Страницы
268–277
DOI
10.17516/1997-1370-0578
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/134957

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).