Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Трансформация университетских библиотек в цифровую эпоху

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (7)
Авторы
Барышев, Р.А.; Цветочкина, И.А.; Бабина, О.И.; Касянчук, Е.Н.; Манушкина, М.М.
Контактная информация
Барышев, Р.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Цветочкина, И.А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Бабина, О.И.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Касянчук, Е.Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Манушкина, М.М.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
fourth industrial revolution; digitalization; digital economy; virtual environment; libraries; information resources; library services; четвертая промышленная революция; цифровизация; цифровая экономика; виртуальная среда; библиотеки; информационные ресурсы; библиотечные сервисы
Аннотация

В статье рассматривается переходный период развития общества, основанный на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время цифровая экономика охватывает все сферы жизни общества, поэтому вопрос ее изучения является актуальным. Переход к новой модели цифровой экономики способствует повышению качества жизни населения. В высших учебных заведениях изменяются образовательные траектории, наблюдается стремительный переход от физической к виртуальной реальности. Однако образовательная среда существенно отстает от темпов развития промышленного производства на базе современных технологий. В такой ситуации необходимо вырабатывать подходы к модернизации системы подготовки кадров. В связи с этим разрабатываются стратегии университетов, нацеленные на создание полноценных условий для развития образования и науки, получение информации и знаний, поступающих из интеллектуальной глобальной среды. В условиях перехода к цифровым технологиям в образовании библиотека, как одно из основных структурных подразделений вуза, должна тоже стать цифровой. Раскрыты различные точки зрения библиотечного сообщества, которые показывают стратегию и направление развития библиотеки для цифровой среды. В настоящее время библиотеки активно развивают информационно-коммуникационные технологии в предоставлении услуг своим пользователям, при этом сохраняя традиционные формы и методы работы с читателями. Такой симбиоз позволяет удовлетворять потребности различных групп читателей и пользователей. На основе теоретического исследования процессов формирования и развития электронной библиотеки рассмотрены проблемы переходного периода, обозначена стратегия развития цифровой библиотеки, определены технологии создания и внедрения информационных ресурсов в образовательную среду университета. Данное исследование было проведено с целью изучения активности использования информационных ресурсов в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности, для повышения качества обслуживания пользователей библиотеки. Оно позволит выявить отношение студентов к информационным ресурсам и библиотечным сервисам. Отмечается актуальность и значимость перехода к цифровой библиотеке, влияние этого процесса на развитие всех видов деятельности при сохранении неизменности ее основного функционального назначения. Кроме того, указывается появление новых социальных и технологических задач, подчеркивается специфика работы с цифровыми пользователями. Работа библиотеки рассматривается как с виртуальными пользователями, так и реальными читателями. Анализируется книговыдача и предоставление электронных ресурсов пользователям. Деятельность библиотеки состоит в проведении просветительских и досуговых мероприятий со студентами и преподавателями университета. Представленные рекомендации позволят повысить эффективность деятельности библиотеки

Страницы
1073-1089
DOI
10.17516/1997-1370-0627
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135525

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).