Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Статус женщины в буддийской традиции калмыков и бурят: история и современное состояние

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (7)
Авторы
Уланов, М.С.; Бадмаев, В.Н.; Радионов, А.В.
Контактная информация
Уланов, М.С.: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова Российская Федерация, Элиста; Бадмаев, В.Н.: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова Российская Федерация, Элиста; Радионов, А.В.: Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова Российская Федерация, Элиста
Ключевые слова
Buddhism; women; gender; Kalmyks; Buryats; female monasticism; Mongolian peoples; буддизм; женщины; гендер; калмыки; буряты; женское монашество; монгольские народы
Аннотация

В статье рассматривается проблема статуса женщины в истории буддизма у монголоязычных народов России: калмыков и бурят. Особое внимание уделено вопросу женского духовенства в религиозной истории данных народов. Авторы отмечают, что с распространением буддизма женщины в Бурятии и Калмыкии приобрели более высокий социальный и религиозный статус, который закреплялся в юридических документах. При этом женщина в традиционном калмыцком и бурятском обществе в целом исключалась из активной общественной деятельности и не могла сделать карьеру в религиозной сфере. В ХХ веке положение калмыцких и бурятских женщин в социуме претерпело значительные изменения. Советское государство стремилось привлечь женщин Калмыкии и Бурятии к построению нового общества, активно борясь с буддийской религией и проводя атеистическую пропаганду. Все это способствовало тому, что религиозность населения в данных регионах, в том числе и его женской части, значительно снизилась. Сегодня положение женщин в религиозной жизни Калмыкии и Бурятии двойственно. С одной стороны, в традиционных буддийских церковных организациях женщины могут занимать лишь позиции прихожанок, светских сотрудников, а также осуществлять вспомогательные культовые действия при проведении некоторых обрядов. С другой стороны, в объединениях мирян их роль более значима. Женщины принимают самое активное участие в деятельности буддийских общин и организаций, изучают буддийскую философию и медицину. Деятельность буддийских активисток в современных буддийских сообществах данных регионов России способствует возрождению здесь буддизма. Несмотря на то что мужчины составляют основную массу буддийского духовенства, большинство активно практикующих верующих-мирян в Калмыкии и Бурятии составляют именно женщины

Страницы
1195-1206
DOI
10.17516/1997-1370-0636
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135532

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).