Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Философская категория идеального в моделях будущего государства религиозных экстремистов

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (7)
Авторы
Гергилев, Д.Н.; Бардаков, А.В.; Излученко, Т.В.
Контактная информация
Излученко, Т.В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Гергилев, Д.Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Бардаков, А.В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
ideal society; the principle of justice; utopia; religious extremism; caliphate; future state; religious extremist ideas; Hizb ut-Tahrir al-Islami; идеальное общество; принцип справедливости; утопия; религиозный экстремизм; халифат; будущее государство; религиозные экстремистские идеи; «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»
Аннотация

Статья посвящена анализу философской категории идеального в моделях будущего государственного устройства, которые разрабатываются религиозными экстремистами в контексте современной социальной реальности как реализация идеального. Исследование основано на изучении деятельности террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» на территории Сибири. Целью работы служит выявление составляющих компонентов идеологии религиозных экстремистских объединений, конструирующих модель идеального государства. Социально-философский анализ положений идеологии и герменевтический подход к проявлениям экстремизма находятся в основе методологии исследования. Экстремистские идеи в религии являются отклонениями от нормы и могут возникнуть в любой религиозной традиции, расширяя область интерпретаций религиозного права и позиционируя существующее положение в религиозном сообществе неистинным и искаженным. Будущее государство представляется экстремистами идеальным общественным устройством, созданным на принципе справедливости и согласно священным предписаниям. Конфликт мировоззренческих позиций «должно быть так» и «так есть», наличие «перфекционалистской иллюзии» об идеальном обществе подразумевают возможность создания идеального мира в современной социальной действительности. Насилие понимается необходимым средством достижения данной цели, если другие способы малоэффективны. Авторами характеризуются сходства моделей идеального общества, разработанные религиозным экстремизмом, и утопий по содержанию и интерпретациям, а также религиозного экстремистского сознания и утопичного мышления по структуре и направленности. Понимание принципа справедливости, идеи исключительности, модели идеального и богословских основ социальных действий содержатся в идеологиях экстремистских объединений. Склонность мышления к утопичным идеям, интуитивное допущение существования идеального, справедливого общества и конфликт между «должным» и «сущим» способствуют распространению экстремистских идей. Экстремизм использует свойства сознания: религиозность и мышление абсолютными категориями – в деструктивном аспекте для придания своим идеям естественности, а религиозные идеи – для обоснования противоправной деятельности священной волей. Действиям участников экстремистских объединений придается статус свободного личностного выбора, связанного с исполнением религиозных предписаний и Божественной воли по созданию всемирного справедливого общества

Страницы
1126-1136
DOI
10.17516/1997-1370-0630
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135534

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).