Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Под оком других (социализированная интерпретация стыда в истории этической мысли)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (8)
Авторы
Прокофьев, А.В.
Контактная информация
Прокофьев, А.В.: Институт философии РАН Российская Федерация, Москва
Ключевые слова
morality; ethics; shame; socialized interpretation of shame; virtue; guilt; Aristotle; Thomas Aquinas; R. Descartes; B. Spinoza; J. Locke; мораль; этика; стыд; социализированная интерпретация стыда; добродетель; вина; Аристотель; Фома Аквинский; Р. Декарт; Б. Спиноза; Дж. Локк
Аннотация

Основная цель статьи состоит в том, чтобы реконструировать развитие социализированной интерпретации стыда в западной философской традиции с античности до XVII в. Наряду со стандартными методами проведения историко-философского исследования (критическим, сравнительным, герменевтическим и т. д.) автор прибегает к стратегии выявления исторических истоков и рудиментарных форм бытования современных теоретических подходов к пониманию тех или иных феноменов. В отношении стыда существуют три таких подхода, или три интерпретации: социализированная (отождествляющая стыд с негативными переживаниями по поводу реальной или воображаемой потери лица), антропологическая (отождествляющая стыд с болезненной реакцией на родовое несовершенство человека в сфере телесности) и десоциализированная (отождествляющая стыд с негативными переживаниями индивида, которые порождены осознанием негодности собственного морального характера). Анализ формирования каждой из них требует понимания того, как они исторически взаимодействовали между собой. Первое развернутое описание стыда в социализированной перспективе было предложено Аристотелем. В нем стыд выступает как страх бесчестья или страдание от него, то есть как негативное переживание, которое предполагает, что другие люди знают о совершении индивидом объективно порочного действия или об отсутствии у него какого-то объективно положительного качества. Аристотель рассматривал стыд как менее совершенную моральную способность, чем добродетель (в современных социализированных концепциях стыда его более совершенной альтернативой выступает обычно вина). Фома Аквинский опирается на аристотелевское понимание стыда, но: а) соединяет его с антропологической интерпретацией, предложенной Августином, б) делает специальный акцент на том, что стыд уместен исключи- тельно в случае греховности деяния. Для новоевропейских социализированных концепций стыда характерно движение от сомнения в разумной обоснованности этого чувства к его частичной реабилитации. При этом Р. Декарт, Б. Спиноза и Дж. Локк, в отличие от Аристотеля и Фомы, одобряют стыд не только потому, что он является несовершенным двойником добродетели, но и в связи с его положительной общественной ролью (как средство дисциплинирования и выражение социабельности). Хотя новоевропейские мыслители обсуждают моральные эмоции самооценки, не опосредованные «оком других» (раскаяние, угрызения совести), они не противопоставляют их стыду

Страницы
1356–1369
DOI
10.17516/1997-1370-0646
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/135927

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).