- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (9)
- Авторы
- Коршунова, В. В.; Биркун, Е. А.
- Контактная информация
- Коршунова, В. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Биркун, Е. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
- Ключевые слова
- mediation; competence; mediation competence; professional development of a mediator; retraining; conflict resolution; reflection; applied aspect; practice-oriented programme; медиация; компетенция; медиативная компетентность; профессиональное становление медиатора; переподготовка; урегулирование конфликта; рефлексия; прикладной аспект; практико-ориентированная программа
- Аннотация
Актуальность данного исследования подтверждена заказом на пере- подготовку специалистов для образования и социальной сферы, способных вы- ступать в качестве посредника и формировать культуру мирного разрешения конфликтов в поликультурной среде. В статье проведен анализ и выделены запросы работодателей на формирование медиативной компетентности у участников образовательного пространства Красноярского края. В этом контексте авторами раскрыты практические аспекты формирования медиативной компетентности в процессе профессиональной подготовки в федеральном университете будущих медиаторов и сотрудников школьных служб медиации. На основе анализа специфики профессиональной деятельности медиатора, результатов анкетирования специалистов социальной сферы, опыта подготовки студентов педагогических направлений в федеральном университете предложена модель практико-ориентированной программы переподготовки медиаторов для образования и социальной сферы Красноярского края. Программа реализуется на базе Центра медиации в образовании ИППС СФУ, в сетевом взаимодействии образовательных организаций и профессиональных сообществ. Данная программа переподготовки учитывает запросы многонационального сибирского социума, направлена на решение региональных проблем в образовании и социальной сфере. Программа переподготовки построена на принципах: непрерывности, супервизии профессиональной деятельности, событийности образовательного процесса, проб профессионального действия, преемственности результатов формального и неформального обучения. Подготовка будущих медиаторов в рамках программы переподготовки «Медиация. Психология управления конфликтом» осуществляется по модульному учебному плану, в котором увеличена доля практических занятий, организована научно-исследовательская деятельность студентов по проблемам продуктивной коммуникации в медиативной процедуре, реализуются профессиональные пробы в рамках распределенной практики. Для формирования прикладных аспектов профессиональной компетентности будущих медиаторов и специалистов школьных служб примирения в образовательный процесс включены представители сетевых партнеров. Прикладные аспекты подготовки будущих медиаторов и специалистов служб школьной медиации из числа педагогов помогают эффективно решать профессиональные задачи по организации бесконфликтного образовательного пространства и способствуют формированию культуры продуктивной коммуникации и урегулирования конфликтов. Формирование медиативной компетентности участников образовательного процесса осуществлялось с применением методик измерения коммуникативной, информационно-аналитической, организационно-управленческой и эмоциональной компетенций
- Страницы
- 1466–1480
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0656
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/136684
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).