- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (9)
- Авторы
- Коновалов, А.Ю.
- Контактная информация
- Коновалов, А.Ю.: ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» Российская Федерация, Москва
- Ключевые слова
- restorative mediation; restorative justice; restorative approach; conciliation services; online mediation; online restorative practices; восстановительная медиация; восстановительное правосудие; восстановительный подход; службы примирения; медиация онлайн; восстановительные практики онлайн
- Аннотация
В 2019–2020 гг. угроза заражения вирусом COVID изменила привычный уклад жизни во многих странах, включая Россию. Страх людей перед эпидемией отразился на их состоянии и тревожности. Многие люди оказались в изоляции, без возможности покидать свое жилище и выходить на работу, что вдобавок увеличило напряженность. В уязвимую ситуацию попали и переведенные на дистанционный формат обучения несовершеннолетние, которые вынуждены были находиться в ограниченном пространстве дома. Работающие на «телефоне доверия» специалисты сообщали нам об увеличении числа обращений, в том числе по семейным и детско-родительским конфликтам. В это время автором была организована серия экспертных вебинаров, на которых обсуждались особенности восстановительных практик и медиации в онлайн-формате. Участниками были практикующие медиаторы, специалисты по восстановительному правосудию, психологи детского «телефона доверия», члены Всероссийской ассоциации восстановительной медиации и другие специалисты из России, Латвии и Украины. Результаты этих обсуждений легли в основу данной статьи. Основной вывод заключается в том, что когда невозможно использовать средства очной коммуникации, то ведущему (медиатору, фасилитатору) необходимо разрабатывать и осваивать иные методы и приемы для эффективного управления коммуникацией, а также достигать доверия и искренности между участниками. Можно предложить такой образ: автор художественной книги и режиссер фильма по этой же книге будут использовать разные средства для передачи ее смысла и состояний участников, но и в книге через описания, и в фильме через музыку и другие приемы кинематографа будут передаваться единое содержание и суть произведения. Собранные здесь идеи и рекомендации по проведению медиации в режиме онлайн могут быть полезны не только при работе в режиме изоляции, но и в работе с теми людьми, к которым затруднен непосредственный доступ. Например, находящихся в закрытых учреждениях: больницах, СУВУ, центрах временного содержания, местах заключения, находящихся в отдалении без возможности приехать лично на встречу, детей на домашнем обучении и их родителей, при нежелании сторон коммуницировать в непосредственном контакте, с участниками сетевых сообществ и т.д. Тем более что в России такой опыт уже есть и его надо расширять
- Страницы
- 1510–1516
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0659
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/136687
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).