Журнал СФУ. Биология / Параметры движений глаз у младших школьников при оценке когнитивного компонента чтения

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Биология. 2020 13 (3)
Авторы
Буденкова, Е.А.; Ваколюк, И.А.; Budenkova, Ekaterina А.; Vakoliuk, Irina А.
Контактная информация
Буденкова, Е.А.: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт живых систем Российская Федерация, Калининград; Ваколюк, И.А.: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт живых систем Российская Федерация, Калининград; Budenkova, Ekaterina А.: Immanuel Kant Baltic Federal University, School of Life Science Kaliningrad, Russian Federation; ; ORCID: 0000-0003-4854-5459; Vakoliuk, Irina А.: Immanuel Kant Baltic Federal University, School of Life Science Kaliningrad, Russian Federation
Ключевые слова
айтрекинг; саккады; фиксации взора; чтение; младшие школьники; eye tracking; saccades; gaze fixation; reading; elementary school-aged students
Аннотация

Движения глаз могут отражать релевантную информацию о функциональном состоянии некоторых когнитивных функций. Взаимосвязь движений глаз и когнитивных процессов основана на анатомо-функциональном перекрытии контролирующих их структур в различных отделах головного мозга. С движениями глаз связаны многие формы активности человека, в том числе и чтение. Навык чтения складывается из двух компонентов: техника чтения (моторный компонент) и понимание читаемого текста (когнитивный компонент). Регистрация и интерпретация глазодвигательных реакций представляют собой полезный инструмент для изучения процессов чтения. В нашем исследовании получена характеристика саккадического и фиксационного компонентов движений глаз у школьников 7-8 лет с неудовлетворительным уровнем понимания читаемого текста, с выделением трех групп на основе качества ответа на вопрос (не давшие ответ, давшие неправильный ответ или справившиеся с задачей только после подсказки). Установлены особенности этих групп по амплитуде и скорости про- и регрессивных саккад, а также средней продолжительности фиксаций на слово. Исходя из полученных результатов, можно охарактеризовать группы учеников, испытавших сложность с пониманием смысла читаемого текста или формулировкой ответа на смысловой вопрос, через параметры движений глаз. Полученные результаты вносят вклад в понимание разных типов когнитивных стратегий чтения, что представляется полезным для построения индивидуальных траекторий обучения школьников начальных классов такому важному навыку, как чтение, необходимому для успешного социального функционирования

Страницы
280-296
DOI
10.17516/1997-1389-0328
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/137527

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).