Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Образ-архетип старика в бурятской литературе XX века

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2020 13 (12)
Авторы
Имихелова, С. С.; Монгуш, Е. Д.
Контактная информация
Имихелова, С. С.; Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова Российская Федерация, Республика Бурятия, Улан-Удэ; Монгуш, Е. Д.: Тувинский государственный университет Российская Федерация, Республика Тыва, Кызыл
Ключевые слова
archetype; Old Man’s image; national drama; poem; Buryat novel; shaman; Uligershin narrator; mediator function; ancestral memory; good / evil; life / death; архетип; образ старика; национальная драма; поэма; бурятский роман; сказитель-улигершин; функция медиатора; родовая память; добро/зло; жизнь/смерть
Аннотация

Данная статья посвящена архетипической природе образа старика в бурятской литературе, восходящего к персонажу бурят-монгольских мифов, именуемому Белым Старцем (Сагаан Yбгэн). Цель статьи – выявить типологические свойства архетипа старика в драматургии, поэзии и ключевом для национальной литературы жанре – романе. Цель продиктована необходимостью привлечения сравнительно-типологического анализа, а также методов, используемых при изучении традиционной культуры, – мифопоэтического и сравнительно-генетического. Их использование в литературоведении представляется важным и актуальным, чтобы объяснить усиление универсальной трактовки человека в художественном творчестве ХХ века, стремление писателей наметить пути выхода из острых кризисных отношений человека и мира, человека и природы. Если ранее в текстах национальной культуры искали в основном социально-детерминированное объяснение этих отношений, то в настоящее время актуализируется другая их интерпретация, основанная на обращении писателей к глубинным пластам мифологического мышления, их опоре на универсально-бытийные, онтологические причины кризисных явлений. Установление свойственной мифологическому мышлению оппозиции «сакральное/профанное» обнаружило в герое-старике бурятской литературы стремление к поиску родовой памяти как истины, причастность к роду как обретение сути человеческого существования. Наличие аксиологического аспекта при этом выводит к универсальным онтологическим ценностям, заложенным в архетипе старика. Ведущим методом анализа стал сравнительно-типологический, направленный на установление типологических закономерностей в сфере репрезентации архетипов в литературе и обеспечивающий высокую степень конкретности получаемых результатов. Его использование позволило выделить такие типологические признаки и свойства архетипа старика в произведениях бурятских писателей, как амбивалентность, поэтичность и онтологичность бинарных оппозиций, тяга к чудесному исходу. Сделан вывод о том, что эти архетипические свойства придают проанализированным образам символический смысл вечного перерождения, цикличности жизни, ее гармонического распорядка

Страницы
1995–2011
DOI
10.17516/1997-1370-0699
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/137864

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).