Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Комплексная технология спортивного отбора и ориентации студентов вузов в учебные физкультурные специализации с учетом индивидуальных особенностей

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (2)
Авторы
Ковалев, В. Н.; Рябинина, С. К.; Кудрявцев, М. Д.; Садырин, С. Л.
Контактная информация
Ковалев, В. Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Рябинина, С. К.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Кудрявцев, М. Д.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Сибирский юридический институт МВД России Российская Федерация, Красноярск; Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева Российская Федерация, Красноярск; Садырин, С. Л.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
спортизация; студенческий спорт; физкультурная учебная специализация; спортивный отбор и ориентация; sportization; student sport; physical education specialization; sports selection and orientation
Аннотация

В статье выполнен анализ студенческого спорта, который является, с одной стороны, резервом спорта высших достижений, с другой – мощным фактором здоровьесбережения и социализации будущих специалистов и активных членов общества. В статье рассмотрены спортивный отбор и ориентация в контексте спортизации направленности занятий физической культурой в вузах с учетом здоровьесбережения студентов, построение здоровьеформирующего образовательного пространства, обеспечивающего освоение студентами здоровьеформирующих ценностей и смыслов, позволяющих улучшать их здоровье и физические кондиции. Целью исследования является разработка, применение и оценка результативности комплексной технологии спортивного отбора и ориентации студентов вузов в учебные физкультурные специализации с учетом индивидуальных особенностей. Общенаучная методология исследования представлена системным подходом к определению индивидуальных особенностей человека в единстве и взаимосвязи биологического, социального и психологического компонентов, их влияния на выбор и успешность в определенной деятельности, влиянии на здоровье. Применялись методы научного анализа, наблюдения, эксперимента, эмпирические, методы психологической диагностики, психофизиологические методы, статистические и математические методы. Исследование проводилось с января 2016 по сентябрь 2020 года. В исследовании приняли участие 327 человек: спортсмены ДЮСШОР Красноярского края, взрослые спортсмены и студенты 1–3 курсов различных институтов СФУ из учебных специализаций: баскетбол, аэробика, скалолазание. Предложенные методы отбора и ориентации в учебные специализации по физической культуре могут применяться в вузах с учетом рассмотрения опыта студенческого спорта как резерва спорта высших достижений и массового студенческого спорта, а также в системе высшего физкультурного образования и на учебных занятиях по физической культуре в вузах. При оценке соответствия данных спортсмена избранному виду спорта (ИВС), представляющей собой математический алгоритм оценки соответствия наличия профессионально значимых качеств к требуемым в избранном виде спорта, были получены данные о соответствии спортсменов в диапазоне 70–93 %. Эти данные подтверждают ранее полученные данные о преобладающих тенденциях в выраженности типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта, а также соответствие типологического комплекса нервной системы обследуемых и морфофункциональных особенностей спортсменов требуемым в спорте высших достижений. В результате исследования установлено соответствие данных студентов избранным специализациям от 48 (скалолазание, девушки, 1 курс) до 87 % (девушки, баскетбол). Наиболее значимы для исследуемой группы студентов следующие мотивы: здоровьесбережение, социальная сфера и физическое совершенствование. Применение современных методов ориентации и отбора в контексте спортизации физического воспитания будет способствовать решению задач, стоящих перед преподавателями кафедры физической культуры, в помощи студенту при выборе вида физической активности (ориентации студента на занятия массовым студенческим спортом, оздоровительную физическую культуру), а также определенного вида спорта

Страницы
226–240
DOI
10.17516/1997-1370-0714
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/137987

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).