Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Применение алгоритмов коллективного разума в педагогической практике

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (3)
Авторы
Коляда, М. Г.; Бугаева, Т. И.
Контактная информация
Коляда, М. Г.: Донецкий национальный университет Украина, Донецк; Бугаева, Т. И.: Донецкий национальный университет Украина, Донецк
Ключевые слова
collective mind; collective intelligence; ant colony algorithm; self-organization; selection of teaching method; коллективный разум; коллективный интеллект; муравьиный алгоритм; самоорганизация; выбор метода обучения
Аннотация

В статье рассмотрены идеи использования алгоритмов искусственного интеллекта в педагогике. Представлена методология существования и функционирования так называемой коллективной педагогической мегасистемы. Идея ввода такого эфемерного образования нужна лишь для того, чтобы модельно и доступно понять саму систему коллективного педагогического интеллекта, опосредованно разобраться, как она работает, какие законы в ней действуют. На ее основе можно прогнозировать педагогические процессы и явления, находить новые закономерности. Цель статьи – показать применение алгоритмов коллективного разума в педагогической практике для эффективного принятия дидактических решений. Дело в том, что в реальном образовательном процессе, кроме известного множества педагогических условий, действуют и случайные, наперед неизвестные причины и факторы, которые трудно предвидеть и предусмотреть заранее. Они возникают спонтанно и чаще всего имеют стохастический характер. Эти «поодиночные» причины несущественно влияют на результаты прогноза выбора методов обучения, но в совокупности их влияние становится столь значимым, что они коренным образом могут менять прогностические выводы. Задача состоит в том, чтобы в конкретных условиях из множества известных (предусмотренных) и случайных (неожиданных) причин выделить именно те факторы, которые обеспечивали бы наивысшую продуктивность и результативность занятия. Для решения этой задачи наиболее подходящим алгоритмом в реализации отбора методов обучения является так называемый муравьиный алгоритм, который, с одной стороны, учитывает вероятностный характер меняющихся параметров воздействия, а с другой – устойчиво дает высокую результативность своего применения. На конкретном примере показан процесс реализации применения муравьиного алгоритма для выявления наилучшей иерархии педагогических условий (факторов), которые определяют оптимальный выбор метода обучения. Обоснован вывод, что человеческий интеллект становится одновременно распределенным и объединенным и что, применяя алгоритмы коллективного разума в педагогической практике, можно получать эффективные дидактические р

Страницы
327–340
DOI
10.17516/1997–1370–0724
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139951

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).