Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Деятельностные и социокультурные основания иноязычной подготовки взрослого человека при отсутствии выраженной мотивации познавательной деятельности

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (3)
Авторы
Кочетков, М. В.; Смолянинова, О. Г.; Сперанская, А. Н.; Чеботарёва, Е. М.
Контактная информация
Кочетков, М. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Норильский государственный индустриальный институт Российская Федерация, Норильск; Смолянинова, О. Г.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Сперанская, А. Н.: Университет Ланчжоу Китай, Ланьчжоу; Чеботарёва, Е. М.: Полоцкий государственный университет Республика Беларусь, Новополоцк
Ключевые слова
schoolchild; adult; foreign language; foreign language education; feature film; culture; psycho-correction; sociocultural environment; speech activity; motivation; cognitive activity; школьник; взрослый человек; иностранный язык; иноязычная подготовка; художественный фильм; культура; психокоррекция; социокультурная среда; речевая деятельность; мотивация; познавательная деятельность
Аннотация

Рассматривается проблема вынужденного, а не самоактуализированного обучения иностранному языку студентов, работников образования, представителей практических сфер деятельности. Теоретико-методологические предпосылки решения проблемы раскрываются на основании гуманистических и деятельностных традиций психолого-педагогического знания. Деятельностные традиции анализируются в связи с потенциальными возможностями соответствующих подходов к обучению инициировать познавательный интерес непосредственно в ходе обучения. Гуманистические традиции, призванные индивидуализировать образование, исследуются в контексте психокорректирующих возможностей образовательной деятельности, ее соответствия мировоззрению, культурным запросам и психологическим особенностям обучающегося. Практическая сторона исследования состоит в методических рекомендациях по применению методики обучения иностранным языкам Байтукалова. В рамках методики Байтукалова актуализируется деятельностная сторона погружения в социокультурную иноязычную среду посредством художественных фильмов. Фрагменты из художественных фильмов используются и для гуманизации образования. Обосновывается, что рекомендуемые для ролевого игрового заучивания фрагменты кинофильмов способствуют не только речевой компетентности, но и психокорректирующему воздействию на сознание обучающегося. При этом особое внимание уделяется сказочным сюжетам, позитивным ситуациям из фильмов, где герои успешно преодолевают внешние обстоятельства, меняются внутренне. Из опыта практической работы дается характеристика ряда художественных фильмов. Раскрываются критерии выбора художественных фильмов, учитывая индивидуальные особенности человека. Рекомендуется объединить усилия специалистов в обмене опытом использования потенциала художественных фильмов. В качестве наиболее актуальной проблемы отмеченного обмена опытом выделяется обеспечение «экологичности», эстетичности при подборе тех или иных фрагментов кинопродукции для обучения. Дальнейшее развитие методики Байтукалова предлагается в аспекте обучающего потенциала художественных фильмов, а также в направлении повышения эффективности познавательной деятельности за счет равных промежутков времени между ключевыми смысловыми фразами (словами, образами и т. п.) при как минимум троекратном повторении ключевой информации

Страницы
341–350
DOI
10.17516/1997–1370–0725
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139952

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).