Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Самодетерминация как психологический ресурс личностно-профессионального развития педагога

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (3)
Авторы
Почтарева, Е. Ю.; Васягина, Н. Н.
Контактная информация
Почтарева, Е. Ю.: Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, Екатеринбург; Васягина, Н. Н.: Уральский государственный педагогический университет Российская Федерация, Екатеринбург
Ключевые слова
самодетерминация; субъектность; педагогическая деятельность; интернализация; базовые психологические потребности; личностно-развивающие ориентиры образования; self-determination; agency; pedagogical activity; internalization; basic psychological needs; personal development orientations of education
Аннотация

Актуальность изучения самодетерминации в контексте личностно-профессионального развития педагога обусловлена гуманистической личностно-ориентированной направленностью образования на становление активной и самоопределяющейся личности. Целью статьи является анализ психологических закономерностей мотивационных процессов самодетерминации как субъектного основания личностно-профессионального развития педагога. На основе современных психологических подходов к самодетерминации рассматриваются интегративные механизмы и факторы интернализации, обусловливающие удовлетворенность деятельностью и продуктивность педагога. Дается авторское обоснование концептуальной модели личностно-профессиональных характеристик самодетерминации педагога. Показано, что самодетерминация и связанные с ней понятия автономии, внутренней мотивации деятельности, развивающей образовательной среды, диалога, фасилитации, настойчивости, увлеченности определяют сущность личностно-профессионального развития педагога как психологической ресурсной системы. Авторы делают вывод о том, что созидательно-творческое аксиологическое содержание процессов самодетерминации интегрирует разнообразные типы мотивационных тенденций педагогической деятельности, что определяет целостность и согласованность личностно-профессионального развития педагога

Страницы
351–362
DOI
10.17516/1997–1370–0726
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139953

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).