Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Сравнение установок на урегулирование конфликтов с участием медиатора студенческой молодежи Республики Дагестан и Краснодарского края

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (3)
Авторы
Рогочая, Г. П.; Улько, Е. В.
Контактная информация
Рогочая, Г. П.: Кубанский государственный университет Российская Федерация, Краснодар; Улько, Е. В.: Кубанский государственный университет Российская Федерация, Краснодар
Ключевые слова
конфликт; этнопсихология конфликта; социальные установки личности; установки молодежи на урегулирование конфликтов; медиация; conflict; ethnopsychology of conflict; social attitudes; attitudes of young people towards conflict resolution; mediation
Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования установок студенческой молодежи на урегулирование конфликтов с участием посредников. Под данными установками мы понимаем системное образование готовности личности к участию в конфликтном взаимодействии, включающее представление о возможных путях урегулирования конфликтов, отношение и оценку данных способов, а также готовность их реализовывать в определенных конфликтных ситуациях с участием различных категорий посредников (в том числе медиаторов). Выборка исследования: 159 студентов вузов (77 из Дагестана и 82 из Краснодарского края). Методы сбора эмпирических данных: опросник «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); интервью; анкета для выявления содержания компонентов установки на урегулирование конфликта с участием посредников; список качеств личности посредника (медиатора) для ранжирования. Методы статистической обработки: описательная статистика, метод сравнения (t-критерий Стьюдента). Обнаружены содержательные различия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов установок на урегулирование конфликтов респондентов сравниваемых групп. Для краснодарских студентов характерна большая склонность к диалоговым способам поведения в конфликте, направленность на индивидуальные усилия по урегулированию ситуации, низкий уровень ориентированности на социальный контекст, отсутствие представлений о культурных традициях посредничества, готовность обращения к профессиональным посредникам. Для студентов из Дагестана характерна высокая информированность о традиционных практиках посредничества в конфликторазрешении. Высока роль социально значимого окружения, ориентированность на социальные статус и репутационную позицию посредника в сообществе, невысокая готовность обращения к профессиональным посредникам. Выявлены культурно обусловленные предпочтения обращения к разным типам посредников в связи с характером конфликтов. Определена специфика ожиданий студенческой молодежи Дагестана и Краснодарского края относительно личности посредника (медиатора), его психологических и профессиональных характеристик. Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности посредников (медиаторов, психологов, юристов, педагогов и др.) для учета этнокультурной специфики участников конфликтов, при подготовке и обучении посредников, а также для организации и функционирования в вузах служб примирения (медиации), психологических служб

Страницы
363–374
DOI
10.17516/1997–1370–0727
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/139954

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).