- Номер
- Авторы
- Проскурин, С. Г.; Проскурина, А. В.
- Контактная информация
- Проскурин, С. Г.: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Российская Федерация, Новосибирск; Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, Новосибирск; Проскурина, А. В.: Новосибирский государственный технический университет Российская Федерация, Новосибирск
- Ключевые слова
- ethnogonic text; myth on origin; context; culture; ethnonym; этногонический текст; миф о происхождении; контекст; культура; этноним
- Аннотация
В настоящей статье рассмотрены тексты индоевропейской традиции, в которых повествуется о мифах происхождения народов. Так, сегмент англосаксонского рунического ряда коррелирует с описанием Тацита о происхождении племени ингевонов. В результате реконструируются параметры этнически производного текста, который объясняет выбор очередности рун англосаксонского футорка. Восстанавливаемый текст свидетельствует о том, что ингевоны, имевшие божество-тотем Инга, проживали на берегу Океана, и это была их Родина. Этногонические тексты также рассказывают о корреляции тотема и этнонима в минувших эпохах. Объясняется германское влияние на выбор этнонима Русь, определяемого аллитерационной связью названия страны с именем Рюриковичей. Сами Рюриковичи происходили от имени племени Rhos. Многие этногонические тексты связаны с ритуалом жертвоприношения. В этом контексте интерес представляет имя Италия, берущее свое происхождение в текстах жертвоприношений высокого сакрального стиля. Проанализирована древнейшая индоевропейская надпись на лузитанском языке, написанная в высоком стиле и повествующая о происхождении племени Веаминикори. Выбор имен сакральных животных противопоставляется профанным именам латинской молитвы богу Марсу. Молитва souuitaurilia свидетельствует о репертуаре жертвенных текстов, повествующих о молочных животных. В результате становится понятным, что имя Италия является производным от имени uitulus в высоком сакральном стиле. Таким образом, раскрываются тематические контуры индоевропейских текстов, содержащих этногонические мифы о происхождении народов. Границы между культурами стираются, и на передний план выходит индоевропейский прототекст, давший толчок генезису этнонимов, наименованию тотемов, а также имен собственных племенных вождей
- Страницы
- 504–512
- DOI
- 10.17516/1997-1370-0737
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/141250
Этногонические тексты в индоевропейской традиции
Полный текст (.pdf)