- Номер
- Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (6)
- Авторы
- Богданов, С. И.; Светлов, Р. В.
- Контактная информация
- Богданов, С. И.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, Санкт-Петербург; Светлов, Р. В.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Российская Федерация, Санкт-Петербург
- Ключевые слова
- wonder; ancient education; epic and rational theology in antiquity; удивление; античное образование; эпическая и рациональная теология в античности
- Аннотация
Статья имеет своей задачей проанализировать удивление как педагогический феномен в античной философии и религии. Суждения Аристотеля о мифологах и их изначально родственном философии интересу к удивительному получают подкрепление в богатом античном нарративе об удивительных людях, совершивших удивительные открытия (как пример таковых Аристей из Проконнеса, добравшийся, вероятно, до Сибири). Вместе с тем, удивление, о котором пишет античная традиция, вовсе не имеет романтически-эстетической природы, которую ему часто приписывают. Напротив, бог Тавмант («Удивительный»), упоминаемый Платоном в «Теэтете», олицетворяет собой нуминозные явления морской стихии. Среди его потомков не только богиня-вестница Ирида, но и гарпии. Анализ текстов Платона и Аристотеля показывает, что тема удивления в их текстах прямо связана с темами слепоты, трудности и даже боли, которые сопровождают рождение знания. Возможно, наиболее показательным является посвящение в философию, изображенное Платоном в «Пармениде», а также миф о пещере из диалога «Государство». Нуминозная опасность от присутствия богов, о которой нам сообщает эпическая теология, дублируется усилием и опасности слепоты в философии и теологии рациональной
- Страницы
- 774–781
- DOI
- 10.17516/1997–1370–0759
- Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
- https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/141344
Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).