Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Музыка перед вызовами цифрового общества

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (6)
Авторы
Марков, Б. В.; Ярочкин, Д. А.
Контактная информация
Марков, Б. В.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург; Ярочкин, Д. А.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург; Маrkov, Вoris V.: St. Petersburg State University St. Petersburg, Russian Federation; ; ORCID: 0000–0003–3755–6742
Ключевые слова
музыкальная антропология; антропология музыки; музыкальное действие; этномузыкология; музыкальная инструменталистика; системная музыкология; шум; физическое поведение; поведение; идентичность; символизм; musical anthropology; the anthropology of music; musical performance; ethnomusicology; musical instrumentalistic; system musicology; noise; physical behavior; verbal behavior; identity; symbolism; archaeology
Аннотация

В статье реконструируется ряд установок и предпосылок как создания, так и восприятия музыки, которые являются предметом когнитивно-антропологического анализа музыки. Другой теоретический мотив – необходимость различия музыкальной антропологии и антропологии музыки. Такое предложение способствует решению ряда задач: определению теоретических полей музыкальной антропологии и антропологии музыки, раскрытию роли музыки в традиционном обществе и обществе современном. Для объяснения специфики мелоса по сравнению с логосом используется понятие музыкального действия. Оно способствует пониманию влияния музыки на настроение человека. Именно эта проблема становится главной в медиа мейстриме, где популярная музыка используется как способ производства настроений и переживаний. Музыка начинает быть в сетевом обществе особо ценным товаром, который производится не столько с целью приобщения к ценностям высокой культуры, сколько для управления поведением людей на рынке музыкальной продукции. Помимо коммерциализации музыка становится эффективной политтехнологией, обеспечивающей консенсус избирателей. В этой связи возникает культурологическая проблема, каким образом высокое искусство вообще и музыка в частности может сохранить свое традиционное предназначение – способствовать очеловечиванию человека

Страницы
810–821
DOI
10.17516/1997–1370–0762
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/141349

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).