Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Особенности формирования ценностей у студентов современных российских университетов

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (6)
Авторы
Хребтов, М. Я.; Березюк, С. В.
Контактная информация
Хребтов, М. Я.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; КрасГМУ им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ Российская Федерация, Красноярск; Березюк, С. В.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
ценности; поликультурная образовательная среда; универсальные компетенции; многообразие культур; ценностные трансформации; символические медиаторы; values; multicultural educational environment; universal competences; cultural diversity; value transformations; symbolic mediators
Аннотация

Актуальность исследования определяется социально-культурной сложностью образовательного пространства современных российских университетов. Цель статьи – провести анализ особенностей формирования ценностей студентов современных российских университетов. Для реализации этой цели необходимо также выполнить апробацию одной из возможных методик измерения ценностных установок студентов российских университетов, основанную на анкетировании с применением авторского опросника. Использованы методы полевой работы в университетах регионов Сибирского федерального округа с помощью on-line-технологий: анкетирования и статистической обработки полученных данных. Был применен метод критического анализа современных педагогических концепций. Для выявления статистических закономерностей и корреляций результатов полевого исследования использовали лицензионное программное обеспечение IBM SPSS. Проведено анкетирование и обработано 504 анкеты студентов бакалавриата и магистратуры университетов Красноярского края, Республики Тыва, Томской области, Иркутской области, Республики Хакасия, Новосибирской области, Омской области, Алтайского края. Зафиксированы особенности формирования ценностей, связанные с ценностью коммуникаций: 1) вопреки стереотипам о преобладании ценностей виртуального общения в определенных возрастных категориях студентов всего 2,7 % предпочитают исключительно виртуальное общение. Достаточно высока доля респондентов, которые предпочитают непосредственное общение с людьми – 42,6 %. В возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля чуть меньше и составляет 40,7 %. Исключительно виртуальные коммуникации в этой возрастной категории выбирают 2,1 % респондентов; 2) изменяются символические медиаторы ценностной среды студентов: для 78,6 % студентов преимущественным местом для их свободного времяпровождения являются торгово-развлекательные центры, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля возрастает до 80,4 %; одновременно библиотеки снижают свое влияние на ценностные представления студентов: лишь 16,5 % респондентов посещают библиотеки в свободное время, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля незначительно выше и составляет 16,6 %; среди социальных сетей для российских студентов значение символического медиатора наиболее высоко у социальной сети «Вконтакте»: 94,2 % респондентов всех возрастных категорий используют данную сеть для своих коммуникаций; в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля еще больше и составляет 96,3 %; 3) изменяется технологическая база для формирования ценностных представлений студентов, интернет-технологии используют как для развлечения, так и для чтения книг 59,5 % студентов, в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля существенно преобладает и составляет 64 %. Особенности формирования ценностных представлений студентов необходимо учитывать при разработке оценочных средств для универсальной компетенции «многообразие культур», в том числе включить исследовательскую компоненту в соответствующие оценочные процедуры

Страницы
897–917
DOI
10.17516/1997–1370–0769
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/141356

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).