Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Элементы пейоративной игры слов и языка вражды в кумранском Комментарии на Наума в историко-религиозном контексте

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (5)
Авторы
Тантлевский, И. Р.
Контактная информация
Тантлевский, И. Р.: Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, Санкт-Петербург
Ключевые слова
language of enmity; pejorative wordplay; Pharisees; Sadducees; Essenes; Qumranites; the Qumran Commentary on Nahum (4QpNah); the Qumran Commentary on Habakkuk (1QpHab); язык вражды; пейоративная игра слов; фарисеи; саддукеи; ессеи; кумраниты; кумранский Комментарий на Наума (4QpNah); кумранский Комментарий на Аввакума (1QpHab)
Аннотация

Представлен анализ языка вражды и пейоративной игры слов в кумранском Комментарии (Pesher) на книгу пророка Наума (4QpNah = 4Q169). Согласно реконструкции автора, это произведение членов Кумранской общины могло быть написано в 88 г. до н. э. (после поражения воинства иудейского царя и первосвященника Александра Янная, нанесенного ему сирийским царем Деметрием III Эвкером, приглашенным в Иудею восставшими фарисеями, под Сихемом: в результате Александр был вынужден бежать в Эфраимитские горы, по всей вероятности, в горную крепость Александрион). Использовав данную ситуацию, фарисеи временно захватили власть в Иерусалиме – скорее всего на несколько месяцев 88 г. до н. э. В процессе подавления восстания Александр казнил фарисеев через распятие – вероятно, неоднократно. Автор анализирует такие уничижительные обозначения и понятия в 4QpNah, как «истолкователи скользкого (гладкого)», «ложное учение» (talmûḏ)», «Эфраим», «Дом Пелега», засвидетельствованные в этом произведении в корреляции с фарисеями, а также прозвища «Яростный молодой лев», «Нечестивый священник», «Последний священник», употребляемые по отношению к Александру Яннаю. В частности, высокая доля вероятности предположения о корреляции пейоративного обозначения חלקות דורשי («истолкователи скользкого») с הלכות דורשי («истолкователи халахот (законов)»; оно использовалось для обозначения учителей Закона уже во времена первых таннаев) позволяет предположить, что последнее наименование использовалось в Иудее как terminus technicus для обозначения фарисеев в качестве истолкователей законов уже в эллинистический период

Страницы
727–740
DOI
10.17516/1997-1370-0690
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/143767

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).