Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Сибирь как триггер геополитического конфликтогенного медиадискурса

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (10)
Авторы
Лагуткина, М.Д.; Карабулатова, И. С.; Савчук, И. П.; Онина, С. В.; Нургалиева, М. Е.
Контактная информация
Лагуткина, М.Д.: Российский университет дружбы народов Российская Федерация, Москва; Карабулатова, И. С.: Российский университет дружбы народов Российская Федерация, Москва; Московский физико-технический институт (национальный университет) Российская Федерация, Москва; Савчук, И. П.: Югорский государственный университет Российская Федерация, Ханты-Мансийск; Онина, С. В.: Югорский государственный университет Российская Федерация, Ханты-Мансийск; Нургалиева, М. Е.: Павлoдарский государственный университет имени С. Торайгырова «Торайгыров Университет» Казахстан, Павлодар
Ключевые слова
media matrix of mass media; Siberia; conflict; linguoinformational model; linguoinformnema; geopolitonym; linguoinformational steps; media discourse; медиаматрица СМИ; Сибирь; лингвоинформационная модель; лингвоинформнема; геополитоним; лингвоинформационные шаги; медиадискурс
Аннотация

В статье раскрывается влияние манипулятивных тактик в дискурсе СМИ на общественное сознание народов разных стран относительно такой огромной территории, как Сибирь. Авторы анализируют исторические, социологические и психолингвистические аспекты функционирования геополитонима Сибирь в геополитическом конфликтогенном дискурсе СМИ в рамках лингвоинформационной модели Сибири в современном медиадискурсе на материале разноструктурных языков. Отбор источников происходил с опорой на метод контекстуального анализа с акцентом на неявное содержание медийного образа региона, описательный метод, метод культурной интерпретации, контент-анализ. Информационные войны используют образ Сибири в качестве центра матрицы конфликтогенного медийного дискурса для усиления внимания к событиям в России и акцентуации геополитических манипуляций в общественном сознании. Авторы дают концепцию медиаматрицы для понимания когнитивной стороны медийных образов геополитического топообъекта, каким является Сибирь. Медиаматрица геополитонимов состоит из лингвоинфорнем, реализуясь в лингвоинформационных шагах в дискурсе СМИ. Медиаобраз Сибири многообразен, реализуясь в оценочных лингвистических системах разных языков, исходя из масштабируемых социостереотипов о Сибири. Авторы показывают, на чем основано мифологизированное и реалистичное восприятие образа Сибири, как оно взаимосвязано с задачами геополитики, влияя на успех в межкультурной коммуникации. Исследование нацелено на понимание лингвистических универсалий в перцепции геополитонимов. Статья представляет интерес для специалистов в области лингвистики, психологии, журналистики, истории, культурологии, социологии и политологии

Страницы
1436–1454
DOI
10.17516/1997-1370-0829
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144694

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).