Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Сопоставительный анализ метафорических проекций коронавируса в медийных пространствах Китая и России

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (10)
Авторы
Калинин, О. И.; Романов, А. С.
Контактная информация
Калинин, О. И.: Военный университет Министерства обороны РФ Российская Федерация, Москва; Московский государственный лингвистический университет Российская Федерация, Москва; Романов, А. С.: Военный университет Министерства обороны РФ Российская Федерация, Москва; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Российская Федерация, Москва
Ключевые слова
coronavirus; military metaphor; media discourse; metaphorical model; representation; коронавирус; метафора войны; медиадискурс; метафорическая модель; репрезентация
Аннотация

Целью данной статьи ставится сопоставительный анализ метафорического образа коронавируса в китайских и российских СМИ. Теоретической базой исследования послужила дискурсивная теория метафоры. В рамках названной теории под метафорой понимается некий когнитивный фрейм, органично вписанный и функционирующий в данном дискурсивном пространстве на протяжении определенного времени. В основу практической части исследования положена методология критического анализа метафоры Дж. Чартерис-Блэка (Metaphor Critical Analysis). Материалом исследования послужили заголовки и аннотации (лиды) китайских и российских новостных сообщений, посвященных пандемии. Суммарно обследовано 750 единиц анализа на китайском языке и 1000 единиц анализа на русском языке. Делается вывод о том, что медийные проекции образа коронавирусной инфекции в исследуемой языковой паре схожи. К наиболее частотным репрезентациям отнесем следующие метафорические модели: «ВИРУС – это ВРАГ/ ПРОТИВНИК», «ВИРУС – это ПРИРОДНОЕ БЕДСТВИЕ/ЯВЛЕНИЕ», «ВИРУС – это ЖИВОЕ СУЩЕСТВО», «ВИРУС – это ПРИЧИНА СТРАХА». Несмотря на общую гомогенность метафорических образов, количественные показатели распределения метафор и метафорических импликаций свидетельствуют о значительных различиях. Критический анализ метафоры китайских и российских СМИ позволил сложить представление о моделях общественного мнения в рамках двух отличных политических систем

Страницы
1499–1508
DOI
10.17516/1997-1370-0834
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144699

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).