Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Конфликтогенные факторы общения врача с пациентом в русскоязычных дискурсивных практиках

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2021 14 (10)
Авторы
Иссерс, О. С.
Контактная информация
Иссерс, О. С.: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского Российская Федерация, Омск
Ключевые слова
medical discourse; conflict-generating factor; doctor-patient communication; medical ethics; availability of information; delicacy; discursive practices; communicative failure; медицинский дискурс; конфликтогенный фактор; общение врача с пациентом; деонтология; доступность информации; деликатность; дискурсивные практики; коммуникативная неудача
Аннотация

В статье обсуждаются причины конфликтных ситуаций в общении врача и пациента, связанные с проблемами использования языкового кода и соблюдением коммуникативных и этических норм. В фокусе исследования находятся конфликтогенные факторы, обусловленные нарушением права пациента на информацию о состоянии здоровья, которые включают, в частности, объем и состав такой информации, а также формы ее предоставления. Обсуждаются приемы вербализации информации о состоянии здоровья пациента с учетом требований доступности и деликатности. Автор рассматривает проблемные ситуации, обусловленные «нелингвистическим» характером правового регулирования в сфере общения врача с пациентом. Цель исследования – выявление конфликтогенных факторов общения в медицинской сфере, которые приводят к нарушению не только этических, но и правовых норм коммуникации врача с пациентом. Эмпирическая база сформирована путем анкетирования пациентов. В исследовании также использованы материалы блогосферы и социальных сетей и личные интервью с пациентами. Анализ социолингвистических данных позволил выявить 4 конфликтогенных фактора: 1) доступность информации; 2) объем (состав) информации, 3) деликатность / неделикатность; 4) качество обратной связи врача с пациентом. В результате исследования сделаны выводы, позволяющие лингвистически интерпретировать коммуникативную неудачу, возникшую в процессе общения с врачом. Это дает основания для разработки критериев коммуникативных нарушений, потенциально конфликтогенных и имеющих правовые последствия

Страницы
1567–1580
DOI
10.17516/1997-1370-0840
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/144722

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).