Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Элементы программности в инструментальных сочинениях позднего периода Олега Меремкулова (на примере Концерта-симфонии для виолончели, фортепиано и оркестра)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (1)
Авторы
Найко, Н. М.
Контактная информация
Найко, Н. М.: Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
О. О. Меремкулов; концерт-симфония; творчество сибирских композиторов; современный отечественный инструментальный концерт; программность; шекспировские образы в симфонической музыке; O. O. Meremkulov; symphony concerto; works of Siberian composers; modern Russian instrumental concerto; programme music; Shakespeare’s imagery in symphonic music
Аннотация

В статье раскрываются некоторые черты творческого облика крупнейшего красноярского композитора О. Меремкулова и особенности его поздних сочинений. Для постижения художественных устремлений и своеобразия творчества О. Меремкулова показательным произведением является Концерт-симфония для виолончели, фортепиано, струнного оркестра, ансамбля духовых и ударных (2015). Жанр концерта мыслился композитором как род сочинения, позволяющий отображать сущностные проблемы человеческого бытия, сохраняя модус личностного высказывания «от первого лица». Это обусловило введение эпиграфов и программных заголовков частей, которые не просто настраивают слушателя на определенный лад, а являются элементами замысла и средствами реализации авторских намерений. Данные музыкального анализа, касающиеся основных интонационных характеристик всех частей концерта, их взаимосвязей, особенностей и направленности развития музыкального тематизма, соотносятся с возможными интерпретациями заголовков и эпиграфов. Это позволило прийти к заключению о своеобразной программности концерта. Она раскрывается совокупностью средств, функционирующих на различных уровнях, обращенных к ощущениям разных модальностей, к индивидуальному опыту, культурной памяти, активизирующих ассоциативное мышление, образные представления. В указанном направлении действуют не только заголовки частей и эпиграфы, но и авторские ремарки, введенные в партитуру, привлечение во время исполнения музыки фонограмм с природными звуками. Программность угадывается также в процессе тематических трансформаций, отображающих направленность эмоциональных переживаний героя, проясняющих суть какого-то образа или воспроизводящих цепь событий, соотносящихся с неким сюжетом. Высказано предположение, что в данном сюжете реальные события, пережитые композитором в разные периоды жизни, причудливо преломились в его сознании, проросли в субъективном восприятии и осмыслении художественных образов мировой культуры. В диалоге с авторами прошлых веков композитор вышел на новый уровень обобщения, запечатлев свои идеи и чувства в интонационной форме. Это обусловило оригинальность и уникальную органичность Концерта-симфонии

Страницы
75–84
DOI
10.17516/1997-1370-0877
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145113

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).