Журнал СФУ. Гуманитарные науки / К проблеме атрибуции цикла стихир «Отче преблаженне» в честь митрополита всея Руси Петра музыкально-гимнографическому творчеству царя Ивана Грозного

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (1)
Авторы
Парфентьева, Н. В.; Парфентьев, Н. П.
Контактная информация
Парфентьева, Н. В.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск; Парфентьев, Н. П.: Южно-Уральский государственный университет Российская Федерация, Челябинск
Ключевые слова
культура России позднего Средневековья; древнерусское церковно-певческое искусство; авторское творчество; музыкально-гимнографические произведения Ивана Грозного; culture of Russia in the late Middle Ages; old Russian church singing art; author’s creativity; musical and hymnographic works of Ivan the Terrible
Аннотация

Авторы статьи обращаются к проблеме атрибуции певческого цикла «Отче преблаженне», приписываемого в науке творчеству царя Ивана Грозного. Исследование проведено путем сравнительного текстологического анализа источников XVI–XVII вв., важнейшим из которых является Стихирарь письма знаменитого распевщика Логина Шишелова. Этот сборник и содержит данный цикл, первая стихира которого ремаркой атрибутирована царю Ивану. В статье приводится история бытования рукописи после ее введения в научный оборот в 1887 г. Настоящее исследование по сути первое обращение к циклу Грозного из логиновской рукописи после многолетнего перерыва. Исследователи особо анализируют работы Н. С. Серегиной, которая в то время, когда рукопись считалась утерянной, полагала, что обнаружила списки цикла Грозного, но без атрибутирующих ремарок. Выяснилось, что эти списки содержат те же словесные тексты, что и у Логина, но в музыкальном отношении полностью различаются. Поэтому авторы полагают, что выполненную Н. С. Серегиной расшифровку музыкального содержания безымянного цикла нельзя отнести к творчеству Грозного. Установлено, что существуют два различающихся музыкальных воплощения единого словесного текста стихир, при этом структура цикла с атрибуцией царю состоит из четырех песнопений, а у безымянных мастеров – из трех. Цикл из рукописи Логина уникален в музыкальном отношении, его невменная запись обнаруживается только в этом единственном источнике. Авторы приходят к заключению, что ремарка, которой Логин Шишелов со всей определенностью атрибутировал царю музыкально-гимнографический текст лишь первой стихиры цикла, вызывает доверие. Принадлежат ли три другие стихиры цикла авторству Грозного, предстоит выяснить в дальнейшем. Вероятность их принадлежности творчеству царя также велика

Страницы
85–94
DOI
10.17516/1997-1370-0878
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145114

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).