Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Взаимодействие балета и литературы: проблемы перевода

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (1)
Авторы
Соковиков, С. С.
Контактная информация
Соковиков, С. С.: Челябинский государственный институт культуры Российская Федерация, Челябинск
Ключевые слова
ballet art; literature; intersemiotic translation; visually entertaining patterns; literature implication; visual metaphor; narration and spectacle; socio-cultural context; балетное искусство; литература; интерсемиотический перевод; визуально-зрелищные паттерны; литературный подтекст; визуальная метафора; повествование и зрелище; социокультурный контекст
Аннотация

Балетное искусство многократно обращалось к сюжетам художественной литературы как источнику хореографического творчества. Однако это взаимодействие все больше вызывает разноречивые оценки со стороны специалистов и зрительской аудитории. Подобный союз литературы и балета видится в том числе противоестественным в силу их принципиальной разнородности. С такой точки зрения литературные источники представляются в лучшем случае неким первичным толчком для совершенно самостоятельного и автономного творчества хореографа. Вместе с тем анализ показывает, что подобные утверждения принципиально неточны. В них недооценивается органическая связь различных явлений, принадлежащих одной сфере культуры, когда при их взаимодействии каждое неизбежно воспроизводит определенные черты другого. Это особенно характерно для ситуации интерсемиотического перевода содержания текста на язык, присущий явлению иной знаковой природы. При этом одним из условий адекватного перевода служат общие выразительные паттерны, присущие обоим текстам. В ситуации взаимодействия литературы и балета такими паттернами являются визуально-зрелищные аспекты произведения, воплощающие сюжетные, смысловые и эмоциональные стороны содержания. Они изначально присущи литературному тексту, воспринимаются хореографом и влияют на его творческое решение. Конкретное воплощение сценического образа уточняется совокупностью актуальных социокультурных контекстов исторического времени, в котором происходит акт перевода литературы в балетное действие

Страницы
115–123
DOI
10.17516/1997-1370-0881
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145117

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).