Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Образ Парфена Рогожина в опере М. Вайнберга и А. Медведева «Идиот»

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (1)
Авторы
Войткевич, С. Г.; Баранова, В. П.
Контактная информация
Войткевич, С. Г.: Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск; Баранова, В. П.: Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
Ф. М. Достоевский; М. С. Вайнберг; А. В. Медведев; роман «Идиот»; современная опера; фольклор; цитата; песня; F. M. Dostoyevsky; M. S. Weinberg; A. V. Medvedev; The Idiot, a novel; contemporary opera; folklore; quotation; song
Аннотация

Статья приурочена к 200-летнему юбилею Федора Михайловича Достоевского и посвящена одному из музыкальных прочтений романа «Идиот». Это сочинение русского писателя чаще других привлекало внимание композиторов. В 1986 году Мечислав Вайнберг завершил оперу с одноименным названием. Либреттист Александр Медведев следует логике литературного первоисточника и выстраивает музыкальную драму, сохраняя специфику и многогранность каждого образа. Это находит отражение в музыке. Развитие образа Парфена Рогожина демонстрирует противоречия персонажа. Он представлен ансамблевыми и сольными сценами. Среди последних особенно выделяется Песня Парфена, которая звучит в девятой картине. В ее основу положена цитата песни «Ах, талан ли мой, талан». Впервые текст песни вместе с напевом был опубликован в 1790 году в сборнике Н. А. Львова и И. Г. Прача «Собрание народных русских песен с их голосами». Исследование показало, что данный текст бытует в устной традиции в разных вариантах. Их многообразие можно свести к двум типам: свадебная песня и балладная песня тюремного характера с устойчивым архетипом «красавица и разбойник». В контексте оперы каждый из типов находит свой смысловой коррелят. Цитата претерпевает в опере очевидные изменения. Либреттист привносит собственные строки, усиливающие трагическую направленность. Композитор передает их в напеве, акцентируя интонацию, свойственную жанру причитаний

Страницы
133–140
DOI
10.17516/1997-1370-0883
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145119

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).