Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Город в проектах нациестроительства: советская автономия в Сибири и суверенный Казахстан

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (2)
Авторы
Алексеенко, А. Н.; Аубакирова, Ж. С.; Дятлов, В. И.
Контактная информация
Алексеенко, А. Н.: Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова Казахстан, Усть-Каменогорск; Аубакирова, Ж. С.: Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова Казахстан, Усть-Каменогорск; Дятлов, В. И.: Иркутский государственный университет Российская Федерация, Иркутск
Ключевые слова
нациестроительство; проект; город; столица автономии; Улан-Удэ; Усть-Каменогорск; сельские мигранты; этнизация городского пространства; nation-building; project; city; capital of autonomy; Ulan-Ude; Ust-Kamenogorsk; rural migrants; ethnicization of urban space
Аннотация

Важнейшей частью советской социалистической трансформации, а после распада СССР – его суверенных наследников, являются проекты нациестроительства. При огромных, сущностных различиях, их сближает генетическая связь с советским прошлым, инструментарий социальной инженерии и формат государственных проектов, этническая основа понимания формируемой нации. Разведенные во времени и осуществляемые разными акторами советский и суверенные проекты объединяет роль городов как ключевого инструмента по производству нации. Задача статьи – сравнить роль провинциальных городов в двух проводимых центральными властями проектах. Для советской эпохи – уездного Верхнеудинска, назначенного быть столицей советской Бурятии. На примере Усть-Каменогорска суверенного Казахстана рассматривается реализация проекта формирования нации-государства в одном из регионов страны. Разные источники миссии, разные времена и контексты – но общая ситуация, где этнически и культурно иной город должен, используя известную метафору о трансформации «крестьян во французов», превратить патриархальные традиционалистские сельские общества в современные нации. Получая от власти новые функции, меняя общество, города сами радикально меняются как по составу населения, так и по характеру взаимоотношений в городском сообществе. Они притягивают «титульное» сельское население и формируют общности нового типа – «городских бурят» и «городских казахов». Их городская культура создается как результат сложного синтеза русского и собственного языка и культуры в жестких рамках городской экономики, социальной структуры, образа и стиля жизни. Новые волны сельских мигрантов приносят с собой элементы традиционализма и тенденцию к аграризации. Происходит динамичное, часто конфликтное взаимодействие русских, титульных горожан и новичков – сельских мигрантов в рамках, задаваемых городом и политикой власти

Страницы
204–219
DOI
10.17516/1997-1370-0905
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145355

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).