Журнал СФУ. Гуманитарные науки / «Героическое» и «трагическое» в живописи неоклассицизма XVIII столетия (на примере анализа произведений Ж.-Л. Давида)

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (6)
Авторы
Сертакова, Е. А.; Колесник, М. А.; Лещинская, Н. М.
Контактная информация
Сертакова, Е. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Колесник, М. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Лещинская, Н. М.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
героическое, трагическое; герой; европейское искусство; Новое время; неоклассицизм; революционный классицизм; живопись Ж.-Л. Давида; разум; долг; служение; heroic; tragic; hero; European art; Modern History; neoclassicism; revolutionary classicism; painting by J.-L. David; reason; duty; service
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проявления «героического» и «трагического» в творчестве родоначальника стиля «революционный классицизм», французского живописца Жака-Луи Давида (1748–1825). Данный автор внес значительный вклад в формирование стиля «неоклассицизм» в XVIII столетии, визуального образа героя своего времени, а также в целом общего восприятия героя в эпоху локальных и глобальных трансформаций. В своих работах Давид продемонстрировал, что качество героического и трагического может быть проявлено не только в идеальном античном образце – герое-полубоге и в образе святого мученика и праведника, заданного христианской культурой Средних веков и Возрождения. Герой Нового времени – человек, отдаленный от Бога, самостоятельно совершающий сложный выбор – выбор между личным и общественным, чувствами и долгом. Это человек культа Разума, культа, который, несмотря на краткий промежуток своего официального существования, не исчез из жизни социума, сохранив «взывание к разуму» в качестве важного элемента культуры перемен. С целью наиболее полного раскрытия особенностей визуализации «героического» и «трагического» в живописи неоклассицизма XVIII столетия проведен анализ исследовательских трудов по выбранной теме, рассмотрена творческая биография художника Жака-Луи Давида как одного из ключевых представителей стиля, а также осуществлен философско-искусствоведческий анализ одной из важнейших работ его «революционного классицизма» – «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789 г.

Страницы
867–878
DOI
10.17516/1997-1370-0893
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/145403

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).