Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Стратегии применения лучшего опыта в образовании: критериальный подход

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2022 15 (9)
Авторы
Жұман, А. Қ.; Смолянинова, О. Г.; Жилбаев, Ж. О.; Сырымбетова, Л. С.; Акбаева, Г. Н.
Контактная информация
Жұман, А. Қ.: Карагандинский университет им. Е.А. Букетова Караганда, Казахстан; Смолянинова, О. Г.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Жилбаев, Ж. О.: Павлодарский педагогический университет Павлодар, Казахстан; Сырымбетова, Л. С.: Павлодарский педагогический университет Павлодар, Казахстан; Акбаева, Г. Н.: Карагандинский университет им. Е.А. Букетова Караганда, Казахстан
Ключевые слова
criterion; best practice; invariance and efficiency of practice; international competitive studies in education; критерий; лучший мировой опыт; устойчивость и эффективность опыта; международные сравнительные исследования в образовании
Аннотация

Изложены критерии оценки лучшего международного опыта в образовании и представлено обоснование стратегии применения критериального подхода для анализа успешности практик активизации и актуализации инновационных процессов в конкретных национальных образовательных системах. Именно в этом контексте авторы статьи проанализировали индикаторы ряда международных сравнительных исследований, а именно: ГИК (индекс глобальной конкурентоспособности) Всемирного экономического форума (ВЭФ), исследования «Глобальная конкурентоспособность Российского образования», PISA, TIMSS, PIRSL и TALIS, а также PIAAC. Индикаторы последнего из них были использованы для корреляционного анализа между результатами обучения школьников и взрослых. Кроме того, в целях обоснования релевантности предложенных критериев авторами применены методы линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена для установления степени тесноты связи между результатами ГИК и PISA, TIMSS, PIRSL, а также между результатами PISA, TIMSS, PIRSL и TALIS. Итоги вышеуказанных исследований проанализированы в логике корреляции и для выявления устойчивой успешности показателей эти же результаты были изучены в их динамике. При этом анализу подвергнуты опубликованные материалы трех циклов всех вышеуказанных исследований. Также авторы посчитали целесообразным провести независимую экспертизу предложенных критериев, которая дала положительную оценку авторитетных экспертов в области образования двух стран – Казахстана и России. В целом данная статья описывает результаты сравнительного международного исследования в области успешных образовательных практик. В целях снятия выявленных в процессе работы противоречий по отдельным аспектам данное исследование, по мнению авторов, представляется перспективным для дальнейшей научной дискуссии

Страницы
1343–1367
DOI
10.17516/1997-1370-0933
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148215

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).