Журнал СФУ. Химия / Изучение органического и элементного состава остатков кострищ археологического памятника Сурунгур с оценкой используемого вида топлива

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Химия. 2022 15 (3)
Авторы
Шашков, М. В.; Жданов, А. А.; Дедов, И. Е.; Чаргынов, Т.; Шнайдер, С. В.
Контактная информация
Шашков, М. В.: Институт археологии и этнографии СО РАН Российская Федерация, Новосибирск; Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН Российская Федерация, Новосибирск; Жданов, А. А.: Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН Российская Федерация, Новосибирск; Дедов, И. Е.: Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН Российская Федерация, Новосибирск; Чаргынов, Т.: Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына Кыргызская Республика, Бишкек; Шнайдер, С. В.: Институт археологии и этнографии СО РАН Российская Федерация, Новосибирск
Ключевые слова
археологический костер; биомаркер; зола; рентгенофлуоресцентный анализ; газовая хромато-масс-спектрометрия; archaeological fire; biomarker; ash; X‑ray fluorescence analysis; gas chromatography--mass spectrometry
Аннотация

Современные археологические исследования проводятся с использованием большого спектра методов естественнонаучных дисциплин. При изучении кострищ хорошо себя зарекомендовали физико-химические методы анализа, которые позволяют выйти на уровень реконструкции использовавшихся типов топлива. В данной работе приводятся результаты апробирования новой комплексной методологии изучения кострищ периода голоцена с памятника Сурунгур (Южный Кыргызстан, Ферганская долина) методами газовой хромато-масс-спектрометрии (ГХ/МС) и рентгенофлуоресцентного анализа (РФА). Установлено, что посредством ГХ/МС в пепловых прослоях сохраняются биомаркеры недогоревших остатков органического топлива (алканы, алканолы). Элементный анализ методом РФА позволяет определить распределение элементов, имеющих зольное происхождение, что также используется для оценки типа топлива. Применение нового алгоритма исследований позволило скорректировать полученные ранее результаты и установить, что в период обживания стоянки Сурунгур в качестве топлива использовалось преимущественно дерево и травы

Страницы
365–376
DOI
10.17516/1998-2836-0300
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/148508