Журнал СФУ. Техника и технологии / Обзор проектных схем гибридных систем с твердооксидным топливным элементом и газовой турбиной для комбинированного производства тепла и электроэнергии

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Техника и технологии. 2022 15 (7)
Авторы
Филимонова, А. А.; Чичиров, А. А.; Чичирова, Н. Д.; Печенкин, А. В.
Контактная информация
Филимонова, А. А.: Казанский государственный энергетический университет Российская Федерация, Казань; Чичиров, А. А.: Казанский государственный энергетический университет Российская Федерация, Казань; Чичирова, Н. Д.: Казанский государственный энергетический университет Российская Федерация, Казань; Печенкин, А. В.: Казанский государственный энергетический университет Российская Федерация, Казань
Ключевые слова
твердооксидный топливный элемент; газовая турбина; гибридная установка; водородная энергетика; solid oxide fuel cell; gas turbine; hybrid plant; hydrogen energy
Аннотация

В статье представлен всесторонний обзор и классификация возможных компоновочных решений гибридных систем на основе интеграции твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ) и газовых турбин (ГТ). Большинство гибридных систем ТОТЭ/ГТ используют в качестве топлива метан в связи с его доступностью и простотой в обращении в отличие от водорода. Важным элементом конструкции установки является подсистема переработки топлива. Системы ТОТЭ/ГТ направляют часть энергии, вырабатываемой топливным элементом, для осуществления процесса парового риформинга метана. Пар производится в анодном отсеке топливного элемента либо альтернативно во внешнем парогенераторе с использованием тепла выходящих с топливного элемента газов. Большинство проектов гибридных систем ТОТЭ/ГТ, представленных в литературе, работают под давлением, установки в них связаны герметично, что позволяет достичь высокой и сверхвысокой энергоэффективности с относительно низкими капитальными затратами. В гибридных системах с атмосферным давлением установки связаны с помощью системы теплообменников, что обеспечивает их независимость и более простой процесс управления. В статье также исследуются более сложные конфигурации ТОТЭ/ГТ с использованием органического цикла Ренкина, с несколькими топливными элементами и газовыми турбинами, с паровой турбиной, системой охлаждения и др. Устройство и характер взаимосвязей между компонентами гибридной системы оказывают значительное влияние на достижения целевых показателей эффективности по результатам численного моделирования предлагаемых схемных решений

Страницы
812–834
DOI
10.17516/1999-494X‑0438
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/149727

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).