Журнал СФУ. Гуманитарные науки / Эстетические трансформации как идейная основа советского изобразительного искусства 1917–1922 гг.

Полный текст (.pdf)
Номер
Журнал СФУ. Гуманитарные науки. 2023 16 (4)
Авторы
Копцева, Н. П.; Середкина, Н. Н.; Дегтяренко, К. А.
Контактная информация
Копцева, Н. П.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Середкина, Н. Н.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск; Дегтяренко, К. А.: Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск
Ключевые слова
советское искусство; эстетика искусства; соцреализм; эстетика социалистического реализма; художники авангардисты; А. В. Луначарский; soviet art; aesthetics of art; socialist realism; aesthetics of socialist realism; avant-garde artists; A. V. Lunacharsky
Аннотация

Советское изобразительное искусство репрезентирует собой уникальный период в истории развития российского искусства. Большое значение для его становления и развития имели эстетико-философские воззрения второй половины XIX- начала XX вв. Цель данного исследования состоит в систематизации ключевых взглядов на эстетику искусства ведущих идеологов дореволюционного (1890–1917 гг.) и раннего социалистического (1917–1922 гг.) периодов, оказавших влияние на становление и развитие советского изобразительного искусства 1917–1922 гг. Исследование проводилось на основе анализа содержания трудов, посвященных эстетике искусства, таких идеологов, как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, а также работ, программных речей и манифестов художников авангардистов, в том числе В. В. Кандинского, К. С. Малевича, И. Зданевича. В результате анализа текстов были выявлены и систематизированы ключевые эстетические взгляды идеологов на природу и задачи искусства. Авторами отмечается, что сосуществование различных эстетических взглядов на природу искусства в сравнительно небольшой период времени конца XIX – начала XX вв. предопределило стремительное развитие российского искусства в дореволюционный период. Кроме того, это способствовало выявлению господствующей и наиболее приемлемой для российской культуры эстетики социалистического реализма. Все те трансформации, которые происходили в области эстетики искусства в дореволюционный период, таким образом, стали основой для развития социалистического изобразительного искусства в 1917–1922 гг.

Страницы
522–535
EDN
NZUUTM
Статья в архиве электронных ресурсов СФУ
https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/150054

Лицензия Creative Commons Эта работа лицензируется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).